пятница, 19.04.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Freestyle Chess09.02
Турнир претендентов03.04
Турнир претенденток03.04

Интервью


 

Илья ЛЕВИТОВ:
«НАЧАЛСЯ ПОСТОЯННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»

“Никакой конкретики, одни общие слова о поднятии шахмат на новый уровень. Вроде он готов вкладывать огромные деньги в шахматы, однако мотивация этих вложений пока остается неизвестной” – такой была первая реакция Ильи Левитова на выступление главы компании «Агон» Эндрю Полсона на президентском совете ФИДЕ. С тех пор ФИДЕ приняла твердое решение о передаче «Агону» прав на организацию турнира претендентов 2012 года в Лондоне и других соревнований двух ближайших чемпионских циклов, причем были объявлены сроки их проведения на три года вперед. Изменила ли эта информация мнение председателя правления РШФ?

– Я сам столкнулся с резким неприятием шахматным миром всего нового, даже просто новых лиц. И он сейчас проходит через это же. Лично мне нравится то, что пришел новый человек. Но кроме этого факта пока радоваться нечему.

Действия объявлены, а зачем они нужны – нет. Я понимаю слова, которые Полсон говорит, но не понимаю, чего он хочет добиться, какой результат его устроит? Хотелось бы конкретно услышать, что он будет делать. Турниры Гран-при уже проводили. Хорошо, они будут в Париже, а не в Элисте – дальше что? Кто сказал, что в Париже это кому-то будет интересно? В Париже проходят десятки различных событий в день. Ты должен, условно, выдернуть человека с выставки Сезанна и запихнуть его на турнир гроссмейстеров, где человек сидит и 40 минут думает над одним ходом. Как этого добиться? Если Полсон знает метод, я бы сам его с удовольствием применил. Мне кажется, что проблема вообще не в этом. Объявили сроки – ну, хорошо, это лучше, чем когда сроков нет.

Идея Гран-при в их нынешнем виде вообще бредовая, она хороша только для участвующих гроссмейстеров – приехал, сыграл, получил приз. Турнир в классику с 14 участниками, где к тому же не играют самые топовые игроки, – кому он интересен? Это по сути людям из второго эшелона дается возможность заработать денег. Благородно, не спорю. Но пока нет глобального интереса к шахматам, можно проводить любые турниры, это не дает результата.

Ведь для развития шахмат не делается ничего. Не так, чтобы: это делается плохо, а то хорошо – нет, вообще ничего не делается. Конечно, замечательно, что пришел человек и вложил деньги. Они с такой гордостью сообщили, что на счет поступило 500 тысяч долларов или там евро… А Андрей Филатов уже перевел более 3 миллионов. Они нашли человека, который на несколько лет обещает дать 10 миллионов. Ну, а у нас годовой бюджет федерации такой – чем гордиться-то? Полсон ничего нового не предложил, кроме сроков на те соревнования, которые сейчас запланированы. Если это будет выполнено, то прекрасно, но это ничего не добавит к имеющемуся. Будет ли новое позиционирование, новые контроли, новые идеи, новые люди, в конце концов – вот в чем вопрос. А если речь идет все о тех же турнирах… Они говорят о миллионах людей, наблюдающих за интернет-трансляцией. Ну это же вранье, назовем вещи своими именами. Казань, матчи претендентов – за три недели 250 тысяч уникальных просмотров. В разное время заходили, кто-то из этих 250 тысяч по три раза, кто-то по шесть, кто-то по десять – но реальная цифра именно такая.

Не то что я плохо отношусь к Полсону – я его и видел-то два раза в жизни – просто я не знаю, что он собирается делать, и хотелось бы это услышать. Крамник верно говорит: человек должен озвучить план.

Шахматы надо насытить деньгами – чтобы река открылась, очень правильно Филатов сказал. Надо найти способ затащить в шахматы интерес и деньги. Пока этого не произойдет, можно проводить сколько угодно турниров, однако они не повлияют на процесс.

Может, Полсон еще сам не знает, а потом у него появятся какие-то идеи.

– Как вы относитесь к тем проектам, которыми он знаменит в России?

– «Афиша» – отличный проект: творчески, интересно, хорошо сделан. Я слышал от разных людей, в том числе его бывших партнеров, что Полсон, якобы, аферист и много ждать от него не приходится, но подобное говорят всегда и про всех. Я на такие разговоры не обращаю внимания, изначально отношусь к каждому человеку с уважением.

Но я понимаю, например, Андрея Филатова – он в шахматах всю жизнь, раньше никогда не вкладывал в них деньги, а сейчас у него появилась определенная идея, он хочет ее проверить и может потратить на такую проверку несколько миллионов. Работает ли вот эта концепция – шахматы через музеи? Я понимаю, что он хочет сейчас, понимаю, что он хочет на выходе, очень все прозрачно. А чего хочет «Агон», я не знаю.

Тут стали представлять дело так, что я на него «наезжаю». Вовсе нет. Я к нему равнодушен, скажем так. Если будет турнир в Лондоне, с удовольствием туда съезжу. Я люблю Лондон и люблю шахматы, так что я – за. Но зачем ФИДЕ отдает ему эти турниры? Ведь на них можно денег заработать, реально конфетку сделать. А они отдали человеку, который пока сам не знает, как с этим обращаться.

– В связи с этим как будет строиться ваша дальнейшая деятельность в ФИДЕ?

– А у меня нет никакой деятельности.

– Как так? Вы же вице-президент…

– ФИДЕ – это Макропулос.

– Но хотя бы номинальные обязанности существуют?

– Номинально я участвую в разработке античитерского законодательства. Но на самом деле работа ФИДЕ заключается в перекладывании бумажек. Коммерческих проектов у нее нет, пиар-проектов у нее нет, рекламных проектов нет, проектов с телевидением и Интернетом тоже нет. Они занимаются сопровождением турниров, проходящих под эгидой ФИДЕ, а это работа для одного человека максимум. При существующей концепции там больше и заниматься нечем.

– А чем занимается сейчас РШФ?

– Из того, что сделано: утверждена концепция развития шахмат в России на 8 лет, до 2020 года, мы начали последовательно ее внедрять. Есть финансовая стабильность, есть бюджет, его исполнение и контроль. Работает контрактная система с игроками и тренерами.

Ближайшие наши мероприятия – командный чемпионат России, матч Ананд – Гельфанд и Мемориал Таля.

На командный чемпионат России заявилось в два раза больше команд, чем в прошлом году. Точнее, у женщин столько же, у мужчин – в два раза больше. Это хорошо. Детей на детский чемпионат тоже, видимо, приедет больше – снова позитив.

В матче на первенство мира попробуем эту идею – с искусством, с музеями. В любом случае мероприятие замечательное, пиар уже колоссальный.

– Если можно, поясните то, о чем вы говорили раньше – в чем идея Андрея Филатова, что он хочет «получить на выходе»?

– Он считает, что для такого музея как Третьяковка шахматный матч на первенство мира – это уникальная возможность привлечь к себе дополнительное внимание. Русское искусство на Западе вообще неизвестно за исключением двух-трех имен, а оно по качеству не уступает лучшим западным образцам (мы говорим о 20-м веке). Это возможность для Третьяковки презентовать русское искусство и начать на этом зарабатывать, выйти на новый уровень финансового благополучия. Соответственно, идея в том, что музеи мира начнут интересоваться шахматами как способом собственного пиара. Кто в мире на самом деле знает о Третьяковке? Да никто, по большому счету. А тут постоянный пиар.

На самом деле, это реализация на практике старого тезиса о том, что шахматы находятся на грани искусства и спорта. Вот эту грань мы и пытаемся найти.

Мы сейчас готовим небольшие презентационные ролики об искусстве, которые будем показывать во время трансляции. Пока Борис думает, пошел небольшой фильм – чтобы зрителям было интересно. Или, допустим, придут люди искусства. Сели, поговорили о картинах. Борис сделал ход – вернулись к шахматам. Шесть часов подряд одних шахмат – это же невозможно... Вот такая идея. Мне кажется, очень живая и не требует дополнительных расходов, скажем так.

– Какова на текущий момент ситуация с Мемориалом Таля?

– Состав известен полностью: М.Карлсен, Т.Раджабов, Л.Аронян, Х.Накамура, Ф.Каруана, В.Крамник, А.Грищук, А.Морозевич, Е.Томашевский. И десятый участник – победитель Интернет-голосования Л.МакШейн, если его с работы отпустят.

– Прокомментируйте ситуацию с исключением из голосования Ле Куанг Льема.

– Там были боты. То есть, на сайт за сутки зашло условно 10 тысяч человек, а у него прибавилось 15 тысяч голосов. Поэтому его сняли. На самом деле, идея хорошая с голосованием, но ее реализация требует опыта. Так, как сейчас функционирует: один человек может проголосовать один раз за все время – это правильно.

На самом деле я этим хочу показать некое отсутствие системы, связывающей шахматный мир воедино. Ну, хорошо, мы с Аркадием Владимировичем думаем, кого приглашать – а чем это лучше голосования в Интернете? Почему можно утверждать, что мы разбираемся в этом лучше, чем публика в Интернете.

ФИДЕ должна выстроить стройную систему, которая объединяла бы все турниры. Повторяю: все! Это сделано в теннисе, лыжах, биатлоне, гольфе. Во всех видах спорта, кроме игры в камень-ножницы-бумага, наверное. И шахмат, конечно. Шахматисты должны попадать в различные турниры на основе своего рейтинга и предыдущих выступлений. И, конечно, оставить возможность организаторам на wild card – приглашение тех спортсменов, которых они хотят у себя видеть.

– В чем состоит принципиальное отличие работы РШФ от того, что происходит в ФИДЕ? В чем заключается движение, прогресс?

– Системно мы работаем следующим образом: есть стандартные турниры, которые мы должны проводить в соответствии с министерским календарем. Первенства округов, высшая лига, суперфинал – система розыгрыша чемпионата России. Она есть, и с ней особо ничего не сделаешь.

Важное направление – развитие регионов. Для этого придуман проект быстрых шахмат и гроссмейстерских школ. И он пошел на ура, люди рвутся проводить эти мероприятия.

Школы гроссмейстерские мы наладили, я более-менее доволен, как это функционирует. Есть программа, все знают сроки, все понимают, зачем это нужно, мы привлекаем к работе разных тренеров и гроссмейстеров, в общем, какая-то жизнь началась, и это хорошо.

Дети получают гранты «Газпрома». Чемпионы мира среди юношей получают 40 тысяч рублей в месяц. Ребенок зарабатывает больше своих мамы и папы, вместе взятых. Это турецкая модель, назовем ее так, она необычайно эффективна, потому что для человека становится привлекательной профессия шахматиста. «Мама, я хочу быть шахматистом, они хорошо зарабатывают». А если родители видят у ребенка способности и знают, что за успехи ему могут дать деньги, то они с удовольствием отдадут его в шахматы.

Идет серия Гран-при по быстрым шахматам, в этом году уже есть 10 заявок. Это мне тоже очень нравится: проект нашел поддержку на местах. Такая форма очень удачна для регионов, дает им возможность развиваться. Также проводятся судейские и тренерские семинары. Все время кто-то едет во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Мурманск, Центральный округ и т.д. Можно сказать, начался постоянный процесс обучения шахматам по всей стране.

Элитные шахматисты тоже, понятно, получают гранты и поддержку.

Трансляции, которые мы проводим во время турниров, имеют целью привлечь людей, которые пока не сильно заинтересованы в шахматах. С каждым разом мы собираемся делать их все более творческими. Кстати, показатели посещаемости постоянно растут. И по общему числу зрителей, и по количеству времени, которое отдельные зрители проводят на сайте. Конечно, у нас не миллионы, а сотни тысяч, зато они реальные.

Еще мы сейчас объявили Интернет-блиц, выделен внушительный призовой фонд. На «Шахматной планете» пройдет большой отбор, после Суперфинала состоится финальный турнир, все наши гранды будут участвовать, я надеюсь. Этим мы начинаем большую программу развития шахмат через Интернет.

Популяризация – это одно глобальное направление, другое, очень важное – упорядоченность жизни. Есть четкий календарь, который формируется за год, в котором, если ФИДЕ не придумывает фокусов, нет сбоев. Международная федерация должна грамотно формировать календарь – это единственное, что от них по-настоящему требуется и чего они никак не могут выполнить. Если они выдержат календарь, который сейчас объявлен, то пусть он накладывается на все турниры подряд, о’кей, не будем требовать невозможного, чтобы они при назначении сроков учитывали еще чьи-то интересы. Пусть хотя бы выполнят то, что пообещали. Если даже этого не будет, то о чем говорить?

Возвращаясь к РШФ, скажу, что очень трудно все сразу сделать, нужно много времени, денег и сил. Хотим развивать постепенно, шаг за шагом. Организовать поступательный процесс, какие-то вещи делать основательно. Система грантов, рапид-турниры, Интернет-блиц, гроссмейстерские школы – чтобы все это оказалось встроенным в шахматную жизнь России и осталось независимо от того, какие изменения впоследствии произойдут. Создать основу, на которую потом можно телевидение подкручивать и другие проекты. Кстати, во время матча в Москве будут проекты с привлечением медиа – с телевидением, радио. Думаем сейчас, как это сделать, повод, конечно, очень хороший.

В целом, две основные наши задачи – сделать шахматы интересными и сделать профессию шахматиста привлекательной.

 

Вопросы задавал Максим Ноткин

 

Наши интервью

Левон АРОНЯН
Сергей МОВСЕСЯН
Александр МОРОЗЕВИЧ
Игорь БОЛОТИНСКИЙ
Василий ИВАНЧУК
Виши АНАНД
Никита ВИТЮГОВ
Виктор КОРЧНОЙ
Василий ИВАНЧУК
Александр ХАЛИФМАН
Юрий РАЗУВАЕВ
Владислав ТКАЧЕВ и Татьяна КОСИНЦЕВА
Екатерина КОРБУТ
Руслан ПОНОМАРЕВ
Светлана МАТВЕЕВА
Сергей КАРЯКИН
Александр РОШАЛЬ
Гарри КАСПАРОВ
Юдит ПОЛГАР
Веселин ТОПАЛОВ
Вишванатан АНАНД
Веселин ТОПАЛОВ
Сильвио ДАНАИЛОВ
Александр НИКИТИН
Теймур РАДЖАБОВ
Василий ИВАНЧУК
Эмиль СУТОВСКИЙ
и другие

Параллели

Илья Одесский:
«Прошу к столу!»
«Под рождество»
«Пара хорошо начищенных ботинок»
«Ни слова о шахматах»
«Даже не лжец»
«Вступление / Топалов project»

Марк Глуховский:
«Белое и черное»
«Линарес без Каспарова»
«Просто песня»
«О роли личности»
«Умный камень»
«Особенности национального исхода»

Каспаров уходит...

Александр Никитин:
«Я зову его Дон Кихотом»

Марк Глуховский:
«Своевременный подвиг»

Михаил Савинов:
«Умерли или освободились?

Евгений Атаров:
«Реквием по мечте»

Гарри Каспаров:
«Всему есть предел!

ФИДЕ, будущее шахмат

Р.Касымжанов:
ответ на статью С.Данаилова

С.Данаилов:
«Фантазия, паранойя, реальность…»

А.Девяткин:
«Топалов. Факты и домыслы»

Г.Макропулос:
«Фиде поддерживает женские шахматы»

С.Шипов:
«Фиде против шахматисток. Игра на выживание»

Николай Власов:
«Скучно (о шахматной политике)»

Михаил Савинов:
«Ходарковский и Березовский…»

Сергей Загребельный:
«За самодостаточность шахмат!»
«Шахматисты должны играть...»

«Жизнь 'по понятиям' мы устроили себе сами!»

Михаил Голубев:
«Почему молчат россияне»

Валерий Аджиев:
«Классический чемпион Владимир Крамник... и вокруг»

Николай Власов:
«Возможны варианты» (ответ)
«Еще раз о королях и капусте…»

Константин Ланда:
«Еще один неизвестный в головоломку…»

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум