пятница, 03.05.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07

Последние турниры

Чемпионат России
СуперФинал



02.12.2006

Суперфинал чемпионата России проходит в Москве, в ЦДШ им. М.М.Ботвинника со 2 по 15 декабря при 12 участниках по круговой системе.

Крамник - Fritz



25.11.2006

С 25 ноября по 5 декабря в Бонне чемпион мира Владимир Крамник сыграет матч из 6 партий с программой Deep Fritz. В случае победы Крамник получит 1 миллион долларов, тем самым удвоив свой стартовый гонорар ($500000).

Мемориал Таля



5.11.2006

В Москве с 5 по 19 ноября проходил Мемориал Таля, в программе которого супертурнир 20-й категории и выдающийся по составу блицтурнир. Призовой фонд каждого состязания - 100.000 долларов.

Топалов - Крамник



23.09.2006

После того как "основное время" не выявило победителя (счет 6:6), 13 октября соперники сыграли 4 дополнительных поединка с укороченным контролем времени.

Томск. Высшая лига



2.09.2006

Со 2 по 11 сентября Томск принимает Высшую лигу чемпионата России 2006 года. В турнире участвуют 58 шахматистов - как получившие персональные приглашения, так и победившие в отборочных состязаниях.

Майнц



17.08.2006

В последние годы фестиваль в Майнце вслед за "Амбер-турниром" стал центром легких шахматных жанров. Наряду с массовыми ристалищами традиционно проходят чемпионские дуэли.

Россия - Китай



10.08.2006

С 10 по 20 августа в Китае проходит товарищеский матч сборных России и Китая. В нынешнем поединке как мужчины, так и женщины соревнуются на пяти досках по шевенингенской системе в два круга.

Все материалы
ChessPro

Rambler's Top100
Игорь ЗАЙЦЕВ,
международный гроссмейстер

Проблема «на понимание»!

  Кто из молодых завсегдатаев шахматных клубов, пробираясь из одного турнирного зала в другой, и, проходя мимо портретной галереи, состоящей из семи ушедших и семи ныне здравствующих шахматных королей, не ловил на себе их пристальных взглядов, безмолвно вопрошающих: «Что вы знаете о каждом из нашей великой когорты? Как распорядитесь нашим наследием и нашими идеями, которые мы оставили и оставляем шахматному миру?»

  Само собой разумеется, что основная масса шахматистов воспитана в духе оказания классикам подобающих знаков внимания, выражающихся в почтительности и даже глубоком почитании, тех с чьими именами принято отождествлять целые шахматные эпохи. Но, испытывая неподдельный пиетет к их личностям, не менее важно, пожалуй, кое-что еще знать и о том, какому из творческих методов нашедшему отражение в их шахматном стиле обязан каждый из них своим спортивным чемпионством.
  Ведь любому циклу, будь то, к примеру, брызжущая карнавальным шахматным озорством талевская полоса, или трехлетие безоговорочного фишеровского абсолютизма – соответствовал свой подход в решении шахматных проблем, свой арсенал излюбленных приемов и схем. Впрочем, если в индивидуальном плане для удобства восприятия истории нашего искусства вы по каким-то причинам еще не успели рассортировать «вельтмейстеров» по школам и направлениям, то, собравшись с мыслями и настроившись на соответствующий лад, это упущение можно легко исправить, аттестовав, хотя бы в самых приблизительных и понятных категориях, стиль каждого из корифеев. Однако при этом, я почти уверен, даже искушенный специалист, испытает определенные затруднения, дойдя до творческой характеристики Тиграна Вартановича Петросяна (1929–1984). Настолько исключительно самобытным и своеобразным представляется стиль девятого чемпиона мира по шахматам, чье 75-летие в этом году отмечает весь шахматный мир.
  Казалось бы, за Петросяном уже давно и прочно закрепилась репутация исключительно тонкого позиционного игрока изумительного и хладнокровного защитника с высококлассной техникой. По этому поводу Михаил Таль как-то сказал: «У Петросяна – техника Капабланки, а чутье опасности – Шлехтера». А Роберт Фишер добавляет к этому: «Петросян хорошо умеет видеть и устранять опасность за 20 ходов до того, как она возникает!»
  Но чем же тогда объяснить наличие в послужном списке Тиграна Петросяна большого числа побед, в которых сдерживаемый до поры его комбинационный темперамент прорывается наружу. Проиллюстрируем сказанное одним из множества примеров.

Тигран ПЕТРОСЯН (URS) – Карлос Энрике ГИМАР (ARG)
Межзональный турнир, Гетеборг 1955

  Разыграв спокойную разновидность принятого ферзевого гамбита, соперники затем перевели борьбу в стадию продолжительного маневрирования. На этом отрезке партии создавалось впечатление, что обе стороны увлеклись бесконечной перестройкой своих боевых порядков, пока сквозь причудливый рисунок позиции не стал проступать генеральный план атаки издалека задуманный Петросяном.
  31.Rс5! Bе7 32.R:a5! Na2 33.Bd3 g6 34.Qf3 Qс7 35.Rс5! Жертва качества, говоря на современном сленге, один из «брендов» или фирменных знаков Петросяна. В результате вскрывается большая диагональ и черный король начинает себя чувствовать крайне неуютно.
  35…R:c5 36.dc Nab4. Не избавляло от проблем и 36…Ndc3, в надежде использовать перегрузку по линии «d», так как продолжая 37.Rа1! белые используя в качестве рычага угрозу Rа1:a2, все равно добивались своих целей.
  37.Bc4 f5 38.Rе1 Qе7 39.Qе2 Rе8 40.Nf3 Kh7 41.Qе5 Qс7 42.Qе2 Qе7 43.h4! Nf6 44.B:e6! Ne4 45.Nd4 Rbd8.
  46.h5!! Продолжение одной из самых эффектных и далеко рассчитанных комбинаций середины двадцатого столетия.
  46…R:d4 47.hg+ K:g6 48.B:f5+!! K:f5 49.Qh5+ Ke6 49.Qg4+! Можно было подыскать и более спокойные формы реализации инициативы типа B:d4, но Петросян уже весь во власти азарта атаки.
  49…Kd5 50.Qf5+ Qе5 51.Qd7+ K:c5 52.Rс1+ Nс3 (единственное – все остальное проигрывает еще быстрее) 53.R:c3+ Kb6 54.a5+! K:a5 55.Qа7+ Kb5 56.Qb7+ Ka5 57.Rс1! Rd1+ (иной защиты от угрозы белых Rа1+ не видно) 58.R:d1 Q:b2 59.Qа7+ Nа6 60.b4+! Обе пешки ферзевого фланга свою героическую миссию выполнили с честью.
  60…K:b4 61.Qb6+! Черные сдались – все сметено могучим ураганом!

  Самое любопытное заключается еще и в том что если всю эту партию (как впрочем и многие другие партии Петросяна) «профильтровать» через компьютер, то электронный агрегат будучи не в силах понять куда клонят белые, долгое время выставляет им ошибочные оценки.
  Посмотрев одну из таких атак, Анатолий Карпов впоследствии резюмировал: «Петросян умел комбинировать не хуже Таля, но сдерживал свой дар, играя чисто позиционно…Он редко стремился к бурной схватке, но если предоставлялся случай провести изящную комбинацию, то никогда не упускал его». Такого же мнения придерживается и Борис Спасский: «Петросян – потрясающий тактик. Самое уникальное качество Тиграна Вартановича – умение держать партнера на выгодной для себя дистанции».
  Что касается вопроса, поставленного несколькими абзацами ранее, то я бы попытался ответить на него так, Главной особенностью комбинаций Петросяна является их своевременность. Все они, тщательно подготовленные предшествующей капитальной игрой, довершали то, что было уже достигнуто с помощью мощного позиционного нагнетания. Поэтому комбинационное дарование девятого чемпиона мира все время оставалось как бы в тени ведущей составляющей его таланта – феноменальной позиционной интуиции. По свидетельству Роберта Фишера в Петросяне его поражало умение, добившись отличной позиции, все время находить маневры, усиливающие ее.
  А вот как в шестидесятые годы минувшего века, в период их междоусобного матчевого противостояния, характеризовал стиль Петросяна Михаил Ботвинник: «Среди всех наших гроссмейстеров Петросян обладает наиболее самобытным и оригинальным талантом. Талант его удивителен. Он так проницательно ставит свои фигуры, что все нападения на них оказываются максимально затрудненными. Это очень тонкий и очень редкий стиль игры и к нему трудно приспособиться».
  Свыше шести лет я вместе с гроссмейстерами сперва Алексеем Суэтиным, а затем Ефимом Геллером и Юрием Авербахом, помогал Петросяну в его подготовительной работе. И могу подтвердить, что эта особенность стиля Петросяна схвачена Ботвинником очень точно. Необходимо лишь добавить, что линия на проведение, глубоко эшелонированной профилактики, была не просто проявлением его природной осмотрительности – за этим стояла еще и целая система шахматных взглядов, покоящихся на определенных философских раздумьях.
  В связи с этим вспоминается как однажды Тигран Вартанович сказал мне: «Вот все вслед за Таррашем повторяют, что конь на краю доски стоит, мол, плохо, но ведь восьмая горизонталь тоже своего рода окраина, а конь на е8 очень часто бывает расположен замечательно. Ни с какой стороны на него не нападешь – отличный защитник!» Это была одна из его любимых фигур и, я не раз замечал, как в анализе или при игре в блиц он с явным удовольствием, каким то только ему присущим ввинчивающим движением отводил его с f6 на e8.
  В дебюте Петросян почти никогда не стремился подловить соперника на выигрывающую домашнюю заготовку – это никак не укладывалось в его строго позиционную и логичную манеру игры. Он как бы с самого начала задавал армии своих фигур неторопливую, но твердую поступь, считая неэффективным и даже рискованным втягивать их до завершения полной мобилизации в излишне активные (а иначе как заманить в дебютный капкан) действия. Но это отнюдь не предвещало легкой жизни его оппонентам в начальной стадии.
  Почти в каждом белом поединке он ставил перед своим противником небольшую, с его точки зрения, но свежую позиционную проблему «на понимание». И это нередко приносило успех. Петросян никогда не изнурял себя усердной дебютной подготовкой, утомительным запоминанием длинных вариантов. Память у него была избирательная, но цепкая и он ограничивался просмотром партий новых турниров. В то же время он постоянно обдумывал на карманных шахматах что-то свое. Если мы, его помощники, были озабочены поисками форсированных вариантов, то его идеи, обычно связанные с искусным труднопостигаемым лавированием, имели гораздо более дальний прицел и, вероятно, поэтому он крайне редко выносил результаты своих анализов на наше обозрение.
  Роль девятого чемпиона мира в развитии шахматной традиции чрезвычайно актуальна и велика. По мнению Гарри Каспарова: «Тигран Петросян – целая эпоха в истории шахмат. Несомненно, он занимает в ней особое место. Он был чемпионом мира именно в тот период, когда в шахматах происходил перелом, когда формировались современные шахматы».
  Острота врожденной наблюдательности, видимо, позволяла Петросяну открывать парадоксы общего порядка, которые он, судя по отдельным его репликам, собирался изложить в комментариях, подытоживая три своих матча на первенство мира. Написание такой книги было чуть ли не самой его заветной, но к величайшему сожалению так и не реализованной, мечтой…

* * *


  Состоявшийся в Москве в канун 75-летней годовщины со дня рождения великого шахматиста матч – команды Петросяна (возглавляемой Каспаровым и сформированной на базе известных армянских шахматистов с подключением Петера Леко и Бориса Гельфанда) со сборной мира (в ней в качестве лидера выступал Виши Ананд), вызвал большой интерес. Спортивный итог проводившегося по шевенингенской системе состязания на шести досках, выявил минимальный перевес сборной мира – 18,5:17,5 был не так уж важен. Куда важнее было творческое содержание борьбы и тут соперники оказались вполне достойны друг друга.
  Сенсационную (по характеру борьбы) победу в последнем туре над одним из сильнейших гроссмейстеров мира англичанином Майклом Адамсом одержал, как и прежде ярко выступающий Рафаэль Ваганян. Кстати, в этом поединке встретилось немало такого, что было очень созвучно творчеству Тиграна Вартановича. Разве не говорит уже одно это о неослабном влиянии девятого чемпиона мира на развитие современных шахмат?

Дебют ферзевой пешки D05
Рафаэл ВАГАНЯН (ARM) – Майкл АДАМС (ENG)

  1.d4 Nf6 2.Nf3 e6 3.e3. Внешне непритязательное дебютное построение в духе Петросяна. Основная ставка при этом делается не на форсированную игру, а на понимание нюансов позиции.
  3…b6 4.Bd3 Bb7 5.0-0 d5 6.b3 Bd6 7.Bb2 0-0 8.Ne5 c5 9.Nd2 Nc6 10.a3 a5 11.f4 Ne7.
  12.Rf3! Черным уже надо действовать внимательно, поскольку их король начинает попадать в поле зрения белых фигур. О продолжениях такого рода, лишенных всякого академизма, Петросян отзывался весьма одобрительно: «Сыграно по-игроцки!» – обычно восклицал он. А в основном контрварианте – 12…с4!? 13.bc dc 14.Nd:c4 B:f3 14.Q:f3 фигурирует еще и один из самых излюбленных приемов Петросяна – позиционная жертва качества.
  12… cd 13.B:d4 B:e5 14.fe Ne4 15.Rh3 Nf5?! Пожалуй, это уже серьезный промах, ведущий к существенному перевесу белых.
  16.B:e4! de 17.Nc4! N:d4 18.ed Bc6 19.Nd6 Qg5 20.Rc3! Bd5 21.Rg3 Qf4 22.c4 Bc6 23.Qf1! Ваганян прекрасно ведет борьбу – это точное и техничное решение обрекает черных на безрадостный эндшпиль.
  23…Q:f1+ 24.R:f1 Rab8 25.Rf4 b5 26.с5. Близится развязка. Фигуры английского гроссмейстера уже задыхаются в тисках блокады.
  26…а4 27.b4 Rbd8 28.Rfg4! (отнимая у соперника контроль над последним черным полем) 28…g6 29.Rf4 Kg7 30.Rf6 Rd7 31.Kf2 Rа8 32.Ke3 Raa7 33.h4 h6 34.Rh3 Rd8 35.Rh1 Re7 36.h5 g5 37.d5 B:d5 38.N:b5. Черные сдались. Вероятно, единственное в своем роде поражение Адамса за всю его карьеру и отличное достижение Ваганяна.
 
  Мне глубоко запала в душу одна проникновенная фраза Петросяна, адресованная молодым людям, увлеченным шахматами: «Не все из вас станут шахматистами, но никто не пожалеет о времени, отданном шахматам…»