Спасибо, ребята. Да, я здесь с Уэсли. Он свёл последнюю партию вничью, но сражался до самого конца. Я имею в виду, Уэсли, тебе честь — сделать этот турнир таким интересным и захватывающим до последней секунды. Спасибо.
Как ты себя сейчас чувствуешь? И что думаешь о своём выступлении на этом турнире?
Сейчас я очень устал. На самом деле сегодня у меня не было настроения играть, потому что смерть Дэниела Народицкого всё ещё травмировала меня. Возможно, не только меня, но и многих других участников турнира.
Да, конечно. Его смерть, а затем скандал с Крамником — всё это мешает спать по ночам. Сегодня я реально не чувствовал себя хорошо. Ещё я заболел, к тому же поранился в ванной. Так что играть у меня совсем не было настроения.
Но я подумал, что для зрителей турнира я должен стараться.
Да, конечно. Это была ситуация «нужно побеждать», и тебе пришлось играть против Фабиано. Ты чувствовал сегодня ответственность за его будущие результаты?
За что?
За его будущее. Ты работаешь с Фабиано, и он мог бы проиграть.
Хороший момент. Да, может быть. Сейчас хотя бы Фабиано угостит его хорошим ужином. Но да, я чувствовал, что обязан бороться и пытаться.
В то же время Бен сказал мне, что у меня никогда не было настоящего большого преимущества. Я был рад это услышать, потому что думал, что когда взял пешку и сделал все эти ходы с C5, у меня были реальные шансы на победу, хотя движок, возможно, считает иначе.
Фаби тоже упоминал, что что-то пошло не так в дебюте для Грегори, и у него были проблемы с начала партии.
Его ошибка была в том, что он сначала взял на C3, а не сыграл ладья C8. У нас была ещё одна партия, которая могла завершиться вничью, потому что ладейные окончания всегда сводятся к ничьей. Но ошибка была в BxC3.
Конь AB1 — это идея Аниша Гири с Chess.com. Так что привет Анишу Гири. Это единственная причина, почему я сыграл конём AB1 — из-за идеи Аниша.
Да, конечно.
Сейчас на доске… возможно, ход king H1 был бы лучше, чем то, что я сыграл. Не уверен, насколько это большое преимущество, но с моими конями на B5 и D5 у меня было больше пространства и фигуры были активнее. Очень хорошая позиция, но не уверен, насколько она выигрышная.
Что я сыграл в партии, когда он позволил F4-F5, я был доволен своей позицией, но как обычно, он удерживал позиции. Критично было его движение слоном на E7 вместо QxE5.
Да, слон на E7, ладья D5, ладья C6, F4 — прямо перед тем как я взял ферзя на E5. Я думал, что H3 тоже был критичным ходом.
Я думал, он допустил ошибку, сыграв Rook D6, что было хорошо.
Да, конь C5, ферзь C5… и слон. Да, ладья D8 здесь. Я собирался сыграть H3, а не QxE5. Это было критично, потому что если бы мне позволили, я бы мог продолжить. Но он сыграл слоном G5 — очень важно, потому что иначе чёрные просто проигрывают. Ладья F1, затем слон F4 — и здесь я допустил ошибку. Тогда у меня были бы очень хорошие шансы.
Да, отличная позиция. Очень хорошие шансы.
Уэсли, конечно, мы могли бы анализировать эту партию вечно — много вариантов. Я хотел спросить тебя о турнире в целом: какие моменты твоей игры вызывают у тебя гордость?
Думаю, я сыграл очень хорошо — +4.
Да, конечно. На +4 не пожалуешься.
Да, я использовал все шансы, которые дал мне турнир. Поэтому жаловаться не на что. Но, разумеется, поздравляю Фабиано Каруану — он в итоге должен был выиграть. Возможно, если бы был Хикару, неясно, смог бы он догнать результат Фабиано, в зависимости от формы.
Да, Хикару был здесь, но сейчас не играет в Сент-Луисе. Может быть, стоит попросить Хикару сыграть в следующем году и попытаться помешать Фабиано выиграть пятый раз подряд.
Передам сообщение, Уэсли, обязательно.
Но да, хочу поздравить Фабиано — он играет как лучший игрок мира.
Спасибо большое, Уэсли. Я знаю, что ты едешь на Кубок мира, желаю удачи. Ты в хорошей форме?
Саргсян справляется с нервами и обеспечивает себе как минимум второе место!
Спасибо, Катрина. Да, я здесь с Анной Саргсян, которая только что выиграла партию у Элис Ли. Какая драматичная концовка этой партии! Мы обязательно посмотрим её чуть позже, но сначала — Анна, поздравляю! Ты заняла чистое второе место. Как ты себя сейчас чувствуешь?
О, да, я чувствую себя очень взволнованной и счастливой, что смогла завоевать медаль в своём первом чемпионате США.
Ты не представляешь, сколько молитв мне понадобилось, чтобы выиграть эти две последние партии. Я так нервничала в этих двух турах, особенно сегодня. Я старалась не думать ни о чём, и, думаю, у меня это получилось. Но через два — два с половиной часа я начала буквально дрожать.
Прямо во время партии?
Да, да. Я была ужасно нервной, но безумно рада, что всё же выиграла.
На вас, игроков, было огромное давление — 11 туров, это совсем не шутка. Расскажи немного, как для тебя складывался турнир?
Ну, первые четыре тура прошли отлично, а следующие четыре — совсем нет. Думаю, я сделала ужасный выбор дебютов, над этим мне ещё нужно работать.
В последние пару дней один мой друг помогал мне с подготовкой, и я ему очень благодарна — Вахилиан, он точно сейчас смотрит. Так что большое спасибо ему.
Да, и теперь давай быстро посмотрим тот момент, о котором, возможно, ещё не говорили. Мы уже немного обсудили его с Анной — это был очень эмоциональный эпизод в конце партии, после того как она сыграла ладья e1. Может, Ясер покажет доску, если это возможно технически? Да, вот этот момент: Элис сыграла ладья e1.
Если честно, я сначала рассматривала ладья e2 и, конечно, просчитывала ладья e1, но долго не могла увидеть ход слон e3 — минут три-четыре. И когда поняла, что ладья e1 не работает, стала смотреть ладья d3. Кажется, там у белых было получше. Я думала, возможно, ладья b2, ферзь a8, король g7… но потом слон d4, а я думала, что у меня есть ладья g2, но пешка b2 висит, так что это не работает. Ладья g2 не проходит, потому что b2 под боем — я это только потом заметила.
Да, если бы она сыграла ладья d3, могла бы остаться в игре, но после ладья e1 всё закончилось. Я взяла на e3 и не могла поверить, что выигрываю. Когда увидела заключительный вариант, была так счастлива своим последним ходом — ферзь h3.
Да, после ладья b2 партия закончилась.
Анна, я помню, в первый день ты сказала, что одна из причин, по которой ты переехала сюда, — ты хотела перестать играть в шахматы и сосредоточиться на учёбе. Что происходит сейчас? Насколько важно для тебя это второе место? Это новая мотивация?
Да, это действительно новая мотивация. Я уже с нетерпением жду следующего чемпионата США, чтобы вернуться сильнее, исправить ошибки и стать лучшей версией себя как шахматистки.
Да, похоже, вне зависимости от результата, ты всегда хочешь совершенствоваться.
Да, конечно. Это, наверное, и моё лучшее, и худшее качество — даже когда я выигрывала в первые дни, я была недовольна качеством своей игры.
Понимаю. Что ж, Анна, спасибо тебе большое за то, что поделилась своими мыслями и так открыто рассказала о своих чувствах. Мы это очень ценим. Поздравляем тебя! Возвращаемся в студию.
Подробный обзор показывает, что американские шахматы сильны
с 25.05
Можно уверенно сказать, что сейчас американские шахматы находятся в самой сильной форме за всю историю.
Да, у нас может и нет чемпиона мира, но семь из тридцати четырёх — это серьёзно. Это очень много сильнейших игроков. И это даже без учёта, скажем, Сэмюэла Шэнкленда, который немного опустился ниже отметки 2700. Есть ещё целый ряд шахматистов, которые уже были за 2700, но не входят в эту группу. Так что, на мой взгляд, это действительно золотое время для шахмат в США.
— Кос, ты человек на месте, хочу спросить: кто из ведущих игроков сейчас живёт в Сент-Луисе?
— Из топов? Ну, мы знаем, что там живёт Леньер Домингес, также Фабиано Каруана и Левон Аронян.
— А как насчёт Лянга или Сэмюэла Севяна?
— Думаю, Лянг сейчас поблизости — возможно, он учится или собирается поступать в университет Вебстера, так что, скорее всего, он в районе.
Рэй Робсон всё ещё живёт в Сент-Луисе. Многие молодые игроки, окончившие колледж, остаются здесь. Например, Бенджамин Бок всё ещё в Сент-Луисе, хотя окончил университет уже какое-то время назад (он не американец, но очень сильный шахматист).
— А что насчёт Вудворда? Он переедет в Сент-Луис?
— Не уверен. Энди Вудворд, кажется, из Техаса, но точно не знаю, где он живёт. И ещё Карисса Йип собиралась переехать в Сент-Луис, чтобы посвятить себя шахматной карьере. Это замечательно, очень вдохновляет.
— Итак, как вы считаете, это действительно самый сильный период в истории американских шахмат? Или без чемпиона мира нельзя так говорить?
— Думаю, да. Когда ещё у нас была такая высокая средняя сила топ-игроков по сравнению с остальным миром? Это уже продолжается два-три года — целая эпоха, а не случайный всплеск. Всё началось, когда Фабиано Каруана, Уэсли Со, Левон Аронян и Леньер Домингес сменили федерацию и начали играть за США.
— Ну, вспомните, например, Олимпиаду, когда Гукеш просто разгромил всех. Тогда казалось, что Индия — безусловно сильнейшая страна, и она будет только усиливаться. Но если посмотреть сейчас, можно вполне аргументировать, что на данный момент мы сильнее Индии.
— Думаю, уже в 2024 году на бумаге США были самой высокорейтинговой сборной. Да, сейчас это так. Но правда в том, что средний рейтинг Индии сопоставим с нашим, если смотреть на топ-4, топ-8 или топ-10 игроков.
То есть сейчас есть две страны, которые по рейтингу значительно опережают остальные — это США и Индия. Индийская команда отлично выступила на той Олимпиаде. Не думаю, что баланс сил между США и Индией сильно изменился за последние пару лет.
Если же сравнить средний возраст индийских и американских шахматистов с рейтингом выше 2700, становится ясно, что через три-четыре года Индия, вероятно, нас обгонит.
— Да, справедливо. К тому же посмотрите, сколько игроков вдохновил Виши Ананд!
— У нас подрастают Абхиманью Мишра и Энди Вудворд — вот кто идёт следующими.
— Да, но у Индии таких молодых талантов больше, — это правда. Не то чтобы я переживал, но если кто-то надеется, что США останутся выше Индии — я бы в этом сомневался.
— Просто стоит отметить, что сейчас ни один индийский игрок не входит в топ-5 мира, что немного неожиданно. Но это временно.
Недавно я видел в Instagram фотографии тренировочного сбора в Индии — просто один гроссмейстер за другим, тренируются вместе с такими тренерами, как Рамеш и другие супернаставники. Так что они идут, и идут серьёзно. Не сомневайтесь.
Если говорить исторически, думаю, нынешняя эпоха действительно самая сильная в истории США.
Речь не о том, есть ли у нас свой Фишер или действующий чемпион мира, а о среднем уровне топ-10 игроков страны.
По этому показателю США, пожалуй, находятся в своём пике за последние четыре–пять лет. Это здоровое время: у нас подрастает новое поколение, всё выглядит очень хорошо.
с 48.00
Реновация навсегда. Мы называем это повторным открытием в Сент-Луисе, и я думаю, что это огромное событие для шахмат в долгосрочной перспективе в США. Например, они давно над этим работают, но в целом проблема с клубом в Сент-Луисе и другими клубами, например, с Маршаллом или Механиками?, была в том, что у них просто не было достаточно пространства для крупных мероприятий. Приходилось арендовать целый отель, если хотели провести большое событие. Теперь этот клуб позволит проводить огромные шахматные лагеря, большие опен-турниры — и делать это более регулярно. Это действительно важное событие. Они еще не закончили, но я собираюсь приехать туда следующим летом на чемпионат США среди старших, и, думаю, к тому времени всё будет готово. Это большое дело для американских шахмат.
Особенно интересно оглянуться назад на шахматы в США 20 лет назад — тогда не было такого притяжения, как сейчас у Сент-Луиса и Шарлотты. Шарлотта — потрясающий пример. Надо как-нибудь записать подкаст из Шарлотты, это коммерческая организация, которая отлично справляется, превращая город в центр шахмат. Сейчас, если ты молодой шахматист, скажем, Энди Вудвард или кто-то другой, тебе просто нужно бросить школу и переехать в Сент-Луис. Всё так просто — купить билет на автобус Грейхаунд, поехать в Сент-Луис и всё. Ты сразу оказываешься в нужном месте, где можно встретить сильных игроков, заниматься с ними, тренироваться в додзё с соперниками с рейтингом 2600 и становиться выдающимся шахматистом. Это действительно важно.
Костя живет там, для него всё это просто обыденность. Ему всё равно, для него это не такая уж большая вещь, но для остальных — это очень значимое событие. Для меня это был бы главный вывод или последний вывод, хотя и не самый большой. Новый клуб очень крутой, там стало больше пространства. Недавно там прошёл первый за несколько лет чемпионат США, и там теперь разрешают зрителям присутствовать — это тоже круто. На этой неделе там проходит турнир Clutch Chess, где играют Магнус, Гукеш, Хикару и Фаби. Для Магнуса это первое возвращение в Сент-Луис после 2022 года и инцидента на Singfield Cup с Хантсом.
Клуб значительно расширился: построено несколько этажей, расширено подземелье (где раньше был маленький студийный зал, теперь там гораздо больше места). Там много пространства и сверху, и снизу. Клуб по-прежнему выглядит уютно и знакомо, с теми же старыми фотографиями, красивыми шахматными досками, зонами для зрителей, несколькими классами и залами для турниров. Были слухи, что большой опен St. Louis Masters будет проходить именно в клубе, но даты пока не объявлены, это, наверное, произойдет в ближайшие пару месяцев.
Это здорово, потому что в Сент-Луисе много игроков, и теперь у клуба есть место для проведения больших турниров — раньше он был слишком маленьким. Вероятно, там смогут разместиться несколько сотен участников в разных залах. Сейчас они уже готовы принимать чемпионат США, но вокруг еще много стройки. Планируется новый студийный зал. В общем, много инвестиций, и это здорово, что клуб удалось открыть и начать проводить там крупные события.
А теперь мой последний вывод — возможно, самый спорный и немного грустный. Раньше я говорил о том, что Кауана, Вудвард и Йип показывают хорошие результаты, а теперь скажу, что все американские игроки, кроме Вудварда и Мишры, достигли своего пика. Для Робсона и Севиана был тяжелый труд — они поднимались с 2680 до примерно 2700, но потом стабилизировались. Вондер Лянг тоже недавно перешагнул 2700 — это большой рубеж, но, к сожалению, кажется, что это последний большой рубеж в их карьере. Они стали сильными игроками, но что дальше? Никто из них, скорее всего, не сыграет в кандидатах и не выиграет чемпионат мира.
Если Хикару или Фаби не выиграют чемпионат США в ближайшие год-два, то США придется долго ждать следующего претендента на титул.
— Я немного с этим не согласен насчёт Вондера, — отвечает другой участник. — Ему всего 22, и он только недавно посвятил себя шахматам полностью, играет на крупных турнирах. Может, он не станет чемпионом мира, но 2750 — вполне достижимая планка, и это уже уровень топ-игроков. Он получает опыт, играет на крупных соревнованиях, в том числе на Кубке мира.
Я бы поспорил насчёт Фаби и Накамуры — возможно, они достигли максимума по рейтингу, но их следующий цикл кандидатов — отличная возможность попасть в матч за титул. Для Накамуры это будет вершина карьеры, а Фаби уже был в таком матче, и если он попадёт в следующий, у него хорошие шансы выиграть. В общем, я говорю о потенциале роста этих игроков, а не о их текущей силе.
Многие из нынешних американских гроссмейстеров, которые достигли 2700, вроде Рэя, Джеффри, Вондера, Севиана, Шенкленда — они выполнили свой потенциал.
— Ты не думаешь, что кто-то из них может сделать резкий рывок, как Непомнящий, поднимаясь с 2700 до почти 2800 в конце 20-х? — спрашивают.
— Я понимаю, почему ты отстаиваешь Вондера — он добился успеха быстрее, но я всё же не думаю, что он поднимется до 2750. Многие из этих перспективных игроков достигли своего уровня и остановились. Например, Робсон, Шанклин, Шианг, Опарин — они уже на своем "взрослом" уровне.
— Это немного грустно, — говорят. — Но шахматы — это с переменами, и даже если не растешь, можно наслаждаться игрой. Надеюсь, все эти игроки найдут, как наслаждаться своим пиком и даже временем после.
— И это не только о силе, — добавляют. — Для многих важнее достижения в карьере, чем просто рейтинг. Выиграть хороший турнир — уже значимый успех.
— Я думаю, что в ближайшие пять лет никто из упомянутых игроков не сможет превзойти Фаби на чемпионате США, — говорит Костя. — Но кто знает, может, кто-то удивит. Например, недавно гроссмейстер Фишбин выиграл чемпионат США среди старших после многих лет плохих результатов — для него это стало пиком.
— Фаби — лучший игрок сейчас, но турниры непредсказуемы, и его можно обыграть. Например, Шанклин выиграл чемпионат США, хотя Фаби был сильнее.
— Если посмотреть, кто может победить Фаби в ближайшие пять лет, возможно, только Ханс может приблизиться к этому уровню. Но остальные — вряд ли. Фаби играет на таком уровне, что надо быть на высоте, чтобы его обыграть.
— Уэсли близок к Фаби, и Ханс на старте тоже. У них есть шансы.
И вот такова ситуация с американскими шахматами сейчас.
"Американские" шахматы сильны, будет так точнее.
Но даже так почему-то эти очень сильные "американские" шахматы в командных соревнованиях стран сильно хорошо не выглядят.
Vizvezdenec: "Американские" шахматы сильны, будет так точнее.
Но даже так почему-то эти очень сильные "американские" шахматы в командных соревнованиях стран сильно хорошо не выглядят.
Сильные шахматисты в США как рождались, так и переезжали туда еще со времени Морфи и Стейница. Почему это кого-то задевает, непонятно.
За последние двадцать лет и девять Олимпиад у США 1 золотая, 2 серебряных и 2 бронзовых медали. По-моему, вполне прилично.
__________________________
Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.