Кстати, о Каймере. Если я уже как-то делился этой новостью, то прошу извинить: Каймер не живет в Германии. Уже довольно продолжительное время он живет в Вене.
Если матч завершился вничью после двух классических партий:
– играются две партии с контролем 15 минут + 10 секунд на ход.
Если счёт остаётся равным —
– играются две партии с контролем 10 минут + 10 секунд.
Если снова ничья —
– две партии 5 минут + 3 секунды.
Если и после этого ничья —
– две партии 3 минуты + 2 секунды.
Если равенство сохраняется, проводится Армагеддон по заявкам с базовым временем 4 минуты и добавлением 2 секунд с первого хода.
Интервью корреспондента ChessBase India Химанка Гхоша с Анишем Гири.
Здравствуйте. Привет, как дела? Хорошо.
Да, конечно. Со мной здесь Аниш Гири. Аниш, добро пожаловать в Гоа! Вы приехали на Кубок мира ФИДЕ.
— Спасибо.
Вы прибыли сегодня?
— Да, ну, точнее, вчера. Есть прямой рейс из Мумбаи. Мы переночевали там, а сегодня приехали.
И с вами был ваш хороший друг Видит Гуджрати, верно?
— Да, это было забавно. Я встретил его на посадке и спросил: «Почему ты взял тот же рейс?» А он говорит: «Ну, хотел полететь с тобой… и это был самый дешёвый билет!»
Этот турнир в Гоа имеет особое значение: три путёвки в Турнир претендентов — это последние три участника, которые туда попадут. Вы уже квалифицировались. Это снимает часть давления? Вы чувствуете себя спокойнее?
— Интересный вопрос. Конечно, я очень рад, что уже прошёл в Турнир претендентов — это большое достижение и возможность. Но, знаете, люди иногда спрашивают: «Ты всё ещё играешь Кубок мира?» А я им отвечаю: «Конечно!» Ведь сам по себе этот турнир очень престижен.
Некоторые, кстати, не знают — думают, что «Кубок мира» это по футболу! Но если ты выиграешь этот, они решат, что ты чемпион мира. Так что и это стимул! (смеётся)
Но если серьёзно — победители Кубка мира навсегда остаются в истории. Например, Левон Аронян выигрывал его дважды — уникальное достижение. Так что я очень мотивирован.
Конечно, тот факт, что я уже квалифицировался, снимает немного давления, но Кубок мира — всегда стресс. Особенно тай-брейки. Ощущения в день тай-брейка ни с чем не сравнимы.
Раньше я пытался расслабиться, думал, что это поможет. Но однажды, в партии против Янга (Ю. Янга), я был настолько расслаблен, что просто не смог сосредоточиться в решающий момент и проиграл. Потом понял: я перешёл грань. Так что теперь ищу «золотую середину».
Помню, на Кубке мира 2017 года, когда Сагар впервые поехал освещать турнир, был знаменитый 10-секундный ролик, где я перекидываю куртку с одного плеча на другое — это было в матче против Сатурумана.
— Да, это были первые шаги в создании контента. (улыбается)
А когда был ваш первый Кубок мира?
— Ох, у меня плохая память — кроме шахматных дебютов. Думаю, это был Тромсё. Перед тем я надеялся получить вайлдкард, но не получил. Мы даже провели подготовительный сбор с Прейдисом. А вайлдкард отдали другому игроку — постарше и с меньшим рейтингом. Оказалось, его федерация просто устроила шикарный ужин для президента ФИДЕ. (смеётся) Времена были другие. Сейчас так не делают.
Так что мой первый Кубок мира был, кажется, именно в Тромсё. Потом играл в Баку, в Грузии… Лучший результат — полуфинал, на предыдущем турнире.
А в Индии вы уже играли? В Гоа бывали раньше?
— В Гоа — впервые. Но много слышал: говорят, это особенное место, очень туристическое, с атмосферой моря и отдыха. В Индии я был в Мумбаи, Ченнаи, на Олимпиаде, на турнирах гроссмейстеров. Моя семья живёт в Непале, недалеко от индийской границы, так что бывал и в тех краях. Но Гоа — это новый опыт.
И напоследок — что, по-вашему, нужно, чтобы выиграть Кубок мира?
— Одно качество — удача. (улыбается) Я над этим усиленно работаю! В последнее время у меня с этим неплохо получается. В Гран-Швейцаре я это ощутил — освежающее чувство быть удачливым.
И напоследок немного с юмором — какой дебют, по-вашему, лучше всего передаёт дух Гоа?
— Гамбит! (смеётся)
Мой последний шахматный курс как раз называется «Gambit Gambit». Он яркий, красочный — но при этом абсолютно надёжный. И в этом смысле он как Гоа: тропическая, живая атмосфера, но при этом комфорт и надёжность. Отличное совпадение.
— Спасибо, Аниш!
— Спасибо вам!
А когда был ваш первый Кубок мира?
— Ох, у меня плохая память — кроме шахматных дебютов. Думаю, это был Тромсё. Перед тем я надеялся получить вайлдкард, но не получил. Мы даже провели подготовительный сбор с Прейдисом. А вайлдкард отдали другому игроку — постарше и с меньшим рейтингом. Оказалось, его федерация просто устроила шикарный ужин для президента ФИДЕ. (смеётся) Времена были другие. Сейчас так не делают.
Тогда было шесть номинантов, но "подходят" только МВЛ и Навара. Поскольку шикарный ужин для Илюмжинова едва ли могла устроить чешская федерация, то - МВЛ. И это был, наверное, единственный случай, когда номинант президента сумел подняться до таких высот, как полуфинал Кубка.
Гроссмейстер Майкл Адамс: «Когда-то я был молод, а теперь я стар!»
После второй партии первого круга Кубка мира ФИДЕ мы очень рады пообщаться с легендой английских шахмат — Микки Адамсом.
— Спасибо, что согласились на интервью.
— Без проблем.
— Кажется, вы довольно уверенно прошли первые две партии. Расскажите, как все сложилось?
— Ну, не совсем. Первая партия долгое время была равной, но в какой-то момент соперник начал испытывать цейтнот, допустил ошибку, и я смог выиграть. Конечно, когда побеждаешь в первой партии черными против менее рейтингового оппонента — это отличная позиция.
— Можно играть спокойнее?
— Да, я мог быть чуть расслабленнее. Сегодня его дебют тоже не задался. По партиям я видел, что он особенно силен в атаке, но у него не было возможности играть активно — что мне, конечно, было на руку. В целом я доволен. Приятно выиграть матч 2:0 и снять напряжение. Это долгая поездка, погода совсем не как в Англии, но результат радует.
— Вы играли с малоизвестным соперником?
— Да, про него было мало партий в базе. Видно, что парень талантлив, просто редко играет. Например, на Олимпиаде он выиграл у Бобби Чанга — это уже о многом говорит. Так что да, я доволен. Теперь день отдыха — и можно готовиться к следующему этапу.
— 2:0 — отличный результат! Сегодня партия выглядела проще, чем первая?
— Да, его дебют пошел неудачно, и я довольно быстро получил перевес. Хотя сначала думал, что выиграю очень быстро, но нет — пришлось поработать. Тем не менее, позиция всегда была в мою пользу, и в итоге я довел дело до победы.
— Как вы решили участвовать в Кубке мира, учитывая, что поездка не из легких?
— Если честно, все просто. Меня пригласили, потому что я не проходил через отборочные. Обычно место от Англии занимают Дэвид Хоуэлл или Гавейн Джонс, но они решили не играть, и выбор пал на меня. Я подумал — почему бы не сыграть еще раз? Мне скоро 54, возможно, это мой последний Кубок мира.
— То есть это решение далось не сразу?
— Да, полгода назад идея казалась отличной, но когда подошло время лететь, пересадки, жара — уже не так весело (смеется). Но если бы я остался дома и просто смотрел турнир, то пожалел бы, что не попробовал. В нокауте всё просто: если проиграл — быстро возвращаешься домой, если выигрываешь — всё замечательно. Это не круговик, где можно мучиться неделями.
— У вас очень спокойное отношение к турниру.
— С возрастом появляется философия. Раньше я сам был молодым и считал нокаут тяжелым для старших игроков — и теперь понимаю, что был прав (улыбается). Но иногда и возрастные могут удачно сыграть. Посмотрим.
— В следующем раунде вы, возможно, встретитесь с Иваном Чепариновым. Что думаете о матче?
— Он очень сильный шахматист, с отличной подготовкой, играет активно. Мы знакомы, так что это будет дружеское, но непростое противостояние. Придется играть острее, чем в первом раунде.
— Завтра у вас выходной. Как проведёте день?
— Отель стоит в уединённом месте, особо никуда не выйдешь. Может, схожу в спортзал, если не будет занято другими шахматистами (смеется). В остальном — отдых, ничего особенного.
— Напоследок немного не по теме: знакомы ли вы с буллитом (игрой по минуте)?
— Вижу, как люди играют, но для меня это уже другая эпоха (смеется). Я не так быстро двигаю мышкой, как нужно для буллита.
— Как думаете, кто из участников турнира имеет самый высокий рейтинг в буллите онлайн?
— Понятия не имею! (смеется) Может, Сарин?
— Хорошая догадка, но на самом деле — Гукеш.
— Правда? Ну, возможно, я бы поставил его последним (смеется). Но да, Сарин тоже впечатляет. Я видел, как он играет с нулевым временем на часах — невероятно. Я же больше как черепаха, застрявшая в дереве (смеется).
— Может, вам дадут пару уроков буллита?
— Сомневаюсь, что поможет. Я недавно понял, что такое «премув» — и на этом мои успехи закончились.
— Спасибо большое, Микки, и удачи в следующем раунде!
— Спасибо!
Вот результаты тай-брейков на данный момент! Международному мастеру Ароньяку Гошу осталось сделать всего ничью, чтобы сотворить сенсацию в матче против гроссмейстера Матеуша Бартеля.
Я здесь с Фино Оро, самым молодым участником Кубка мира ФИДЕ. Сегодня он — игрок дня после того, как победил своего соперника-гроссмейстера в тай-брейках и вышел во второй раунд Кубка мира. Фино, как ты себя чувствуешь?
— Я чувствую себя отлично и очень счастлив победить в матче с Бркичем, хорошим хорватским игроком. Очень рад.
— Я не ожидал этого. Ты много играешь быстрые шахматы онлайн? Это твой любимый формат?
— Да, это мой любимый формат, хотя мне также нравится классика. Но я считаю, что блиц — мой любимый формат.
— Итак, когда ты выходил в плей-офф, был уверен в себе?
— Да, я был уверен, когда дошёл до части с контролем 5+3. Я был рад, потому что в блице у меня больше шансов.
— Хочу немного узнать о тебе. Что тебе больше всего нравится в шахматах?
— Не знаю... Мне нравится играть против других соперников, наверное, решать тактические задачи и головоломки.
— Кто твой шахматный герой?
— Мой герой — Магнус. Я — поклонник Магнуса Карлсена.
— А мечта? Хочешь ли ты стать чемпионом мира?
— Да. Моя мечта — стать чемпионом мира или занять первое место в рейтинге.
— Какой совет ты бы дал сверстникам, которые хотят улучшить игру?
— Во-первых, тренируйтесь. Нужно практиковаться, любить шахматы и играть.
— Сколько ты тренируешься? Как часто?
— Я тренируюсь шесть часов в день или пять, в зависимости от дня.
— А школа?
— Я хожу в школу с утра до 12:30, а потом возвращаюсь домой и начинаю тренироваться.
— Мой последний вопрос, Фино: у тебя много поклонников по всему миру, которые тобой восхищаются. Есть ли у тебя послание для них?
— Мне очень приятно, что меня ценят. Если я могу быть хорошим вдохновением, я буду очень благодарен.
— Спасибо большое, Фино. У тебя много людей, которые болеют за тебя. Удачи в дальнейшем турнире!
— Спасибо!