среда, 15.05.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07
  ПАРАЛЛЕЛИ 
 Илья Одесский:
   «Прошу к столу!»
   «Под рождество»
   «Пара хорошо начищенных ботинок»
   «Ни слова о шахматах»
   «Даже не лжец»
   «Вступление / Топалов project»

 Марк Глуховский:
   «Белое и черное»
   «Линарес без Каспарова»
   «Просто песня»
   «О роли личности»
   «Умный камень»
   «Особенности национального исхода»

  КАСПАРОВ УХОДИТ... 
   Александр Никитин:
«Я зову его Дон Кихотом»
(тренер о будущем воспитанника)

   Марк Глуховский:
«Своевременный подвиг»

   Михаил Савинов:
«Умерли или освободились?»
(мировая пресса о Каспарове)

   Евгений Атаров:
«Реквием по мечте» (о шахматах после ухода Гарри Каспарова)

   Гарри Каспаров:
«Всему есть предел!» (открытое письмо 13-го чемпиона мира)


  ФИДЕ, БУДУЩЕЕ ШАХМАТ 
   Р.Касымжанов: ответ
на статью С.Данаилова

   С.Данаилов: «Фантазия, паранойя, реальность…»
   А.Девяткин: «Топалов.
Факты и домыслы»

   Г.Макропулос: «Фиде поддерживает женские шахматы»
   С. Шипов: «Фиде против шахматисток. Игра на выживание»
   Николай Власов:
«Скучно (о шахматной политике)»

   Михаил Савинов:
«Ходарковский и Березовский…»

   Сергей Загребельный:
«За самодостаточность шахмат!»

   Сергей Загребельный:
«Шахматисты должны играть...»

   Сергей Загребельный:
«Жизнь "по понятиям" мы устроили себе сами!»

   Михаил Голубев:
«Почему молчат россияне»

   Валерий Аджиев: «Классический чемпион Владимир Крамник... и вокруг»
   Николай Власов:
«Возможны варианты» (ответ)

   Константин Ланда: «Еще один неизвестный в головоломку…»
   Николай Власов: «Еще раз о королях и капусте…»

Михаил САВИНОВ,
журналист

Роберт Фишер: преступник или жертва?

  Очередная серия мыльной оперы под пилотным названием «Травля одинокого гения» закончилась то ли хеппи-эндом, то ли новым ложным кадансом. Роберт Фишер сумел избежать правосудия благодаря профессионализму и решительности защищавших его юристов и сейчас празднует победу в стране гейзеров, рыбы и Бьорк.

  Приняв Фишера, Исландия наверняка выиграла в одном – ее лидерство в шахматной статистике по количеству гроссмейстеров на душу населения стало еще более прочным.
  Решение старейшего в Европе парламента также может несколько оживить однотипность голливудских сценариев о бегущих от правосудия преступниках: теперь, кроме стремительного автопробега в традиционные Канаду и Мексику, нарушившие закон лица могут пуститься в рискованное плавание на шлюпке в сторону маленькой атлантической республики, в то время как парламент этой страны обеспечивает доходную часть бюджета, ставя на поток двадцатидолларовые паспорта новых граждан. Других дивидендов ни для Исландии, ни тем более для шахмат пока разглядеть не удается.


Неизвестно, что выиграла страна гейзеров, приютив опального Фишера (здесь и далее – фото ChessBase.com)

  Для тех, кто не удосуживался следить за подробностями «дела Фишера», довольствуясь лишь личным мнением относительно его наиболее предпочтительной концовки, попытаюсь вкратце пересказать основные моменты.
  Итак, в 1992 году подсудимый Роберт Дж. Фишер, войдя в преступный сговор с гражданином Франции Борисом В. Спасским, гражданином Германии Лотаром Шмидом и другими неустановленными следствием лицами, принял участие в матче на территории Сербии и Черногории (она же Югославия), нарушив тем самым экономические санкции против этой страны. Согласно проигнорированному 11-м чемпионом предупреждению американских властей, выставочный матч в Югославии служит коммерческим интересам его организатора (сербского банкира), следовательно, к американскому гражданину Фишеру могут возникнуть законные претензии в нарушении санкций.
Знаменитый «матч-реванш XX века» со Спасским на Свети Стефан и Белграде. Та самая пресс-конференция перед началом матча,
на которой Фишер наплевал (в прямом и переносном смысле) на запрет госдепартамента США играть в воюющей Югославии...

  Матч состоялся. Его основным шахматным итогом стала безбедная старость двух маргинальных экс-чемпионов мира, а также полное развенчание легенды о Фишере, который «вернется и всем даст прикурить». Уровень игры обоих шахматистов был уже несовместим с наступающим XXI веком. В том же 1992 году (а отнюдь не несколькими годами позже или вообще задним числом) появился ордер на арест Фишера, грозивший последнему 10 годами тюрьмы и штрафом в 250 000 долларов.
Официальный запрет 11-му чемпиону мира играть в Югославии (21.08.1992) и... ордер на арест Р.Дж.Фишера (15.12.1992)

  Финансовая пирамида югославского банкира, кстати, лопнула вскоре после матча. Помнится, компания «МММ» в период своего расцвета спонсировала один из лучших альбомов, по сути, лебединую песню группы «Ноль». Некоторое время спустя лидер группы Федор Чистяков угодил в психиатрическую лечебницу транзитом через тюрьму. Мальчики и девочки! С особой осторожностью принимайте деньги от финансовых пирамид…
  После матча Фишер потерял возможность посещать США. Он поселился на «родинах своих двух отцов» – в Германии и Венгрии. Время от времени путешествовал на Филиппины и в Японию. На Филиппинах у Фишера было и остается много друзей, а его антисемитские и антиамериканские речи пользуются большой популярностью у тамошних средств массовой информации. К вопросу о том, что связывало его с Японией, мы вернемся ниже.
  Власти США долгое время не предпринимали никаких действий, направленных на осуществление правосудия. Наконец, в декабре 2003 года выданный Фишеру паспорт был аннулирован, что и привело к его задержанию в токийском аэропорту Нарита 13 июля 2004 года (за попытку пересечения границы по недействительному документу) и последовавшему вслед за этим требованию властей США об экстрадиции Фишера.

Постановление об аннулировании паспорта Фишера, иммиграционное уведомление аэропорта Нарита и протокол о депортации Фишера

  Так Фишер, уже не в первый раз в своей жизни, оказался за решеткой. Свою первую отсидку американец описал в книге «Как меня пытали в тюрьме Пасадены». Тот инцидент до боли напоминает нечто случившееся совсем недавно в другой достаточно цивилизованной стране – незаконный арест, оскорбление полицейских (словом или действием, неважно), применение силы к задержанному и так далее. Воспоминания об американской тюрьме, видимо, не слишком вдохновляли Фишера, поэтому его друзья и адвокаты тут же начали всеми силами противодействовать выдаче арестованного Соединенным Штатам.

Задержание гражданина США Фишера в аэропорту Токио (июль 2004) и отлет гражданина Исландии Фишера в Рейкьявик (март 2005)

  Наиболее активную роль в операции по спасению Фишера играла его возлюбленная, президент Японской шахматной ассоциации Миоко Ватаи. Именно она сумела в первые дни после ареста оперативно организовать несколько исковых заявлений в различные инстанции, после чего вопрос о немедленной выдаче Фишера Соединенным Штатам оказался перенесен в плоскость длительной юридической процедуры.


  Отметим, что если бы не усилия Ватаи и других друзей Фишера, Япония наверняка пошла бы навстречу США. Дело в том, что не так давно американцам было отказано в выдаче дезертировавшего с корейской войны солдата армии США 64-летнего Чарльза Дженкинса, успевшего за прошедшие с тех пор десятилетия жениться на японке. Снять возникшую между странами напряженность в этом вопросе могла бы быстрая выдача Фишера.


В исландском парламенте слушается «дело Фишера»...

  Оказавшись в тюрьме, Фишер тут же предложил Ватаи зарегистрировать их гражданский брак формально. Однако сделать это в отсутствие жениха ей не удалось. Находясь в заключении, Фишер также заявил о своем отказе от американского гражданства, но и это не освободило его от претензий со стороны закона.
  Вообще, в тюрьме Фишер вел себя так, как и подобает великому чемпиону: дал несколько традиционно одиозных интервью и подрался с охранником из-за недостаточно разнообразного, по его мнению, питания. В ответ на просьбу своего вечного подпевалы Спасского посадить того в камеру вместе с Бобби, Фишер с присущим ему казарменным юмором ответил, что предпочел бы общество Александры Костенюк…
От идеи получения Фишером исландского паспорта до ее реализации прошло всего несколько месяцев...

  Основные усилия адвокатов американца были направлены на поиск третьей страны, которая бы предоставила экс-чемпиону убежище. Поиски увенчались успехом – Исландия согласилась принять у себя опального нарушителя санкций. Впрочем, гражданство было выдано Фишеру не сразу, а только на специальной сессии парламента, после того как представители японских властей дали понять, что не считают предоставление одного лишь вида на жительство достаточным поводом для отправки шахматиста в Исландию, а не в США.
Два паспорта Фишера: ненавистный американский и спасительный исландский

  Эпопея с возвращением Фишера в Исландию подробно, буквально по минутам, освещалась на сайте ChessBase.com. До Копенгагена (экс-?) американец и его японская невеста добрались рейсом авиакомпании SAS из Токио. В Дании они пересели в полицейскую машину, которая доставила их в Кристианстад, где путешественников уже ждал частный самолет Второго канала исландского ТВ (ни в Копенгагене, ни в более близком Мальмё самолет не смог сесть по причине сильного тумана, поэтому возвращение Фишера немного затянулось). Около полуночи по местному времени освобожденный «узник совести» приземлился во втором по значению аэропорту страны – главный исландский аэропорт Кефлавик является по совместительству военной базой США и НАТО, поэтому было решено не рисковать. Несмотря на поздний час и непрекращающийся дождь, Фишера встретила довольно большая толпа, открыто выражавшая свой энтузиазм.
Горячая встреча в Исландии. В 1972 году Бобби покидал эту страну в ранге чемпиона мира, на вершине своей популярности.
В 2005-м Роберт Джеймс Фишер вернулся на маленький остров посреди Атлантического океана в качестве политэмигранта...

  Фишер был приятно удивлен теплой встречей. В блицинтервью в аэропорту он в очередной раз назвал свой арест «похищением», в чем повинны военные преступники Коидзуми и Буш («по которым петля плачет»), рассказал, что планирует пока оставаться в Исландии, и добавил, что если «исландцы устанут от него, он будет готов в дальнейшем отказаться от гражданства».
  Что-то подсказывает, что «усталость» от Фишера может наступить достаточно быстро. В конце концов, Исландия тоже подписала с США соглашение о выдаче преступников, а это значит, что Фишер всё еще находится в опасности. Кроме того, США имеют возможность применить ядерное оружие современной юриспруденции – обвинение в уклонении от уплаты налогов. И, по некоторым данным, министерство по налогам и сборам готово выдвинуть это обвинение в ближайшем будущем. В этом случае Фишеру придется бежать из Исландии (вряд ли он будет подвергнут из-за этого немедленному аресту, Исландия – не Россия) в четвертую страну. Например, на те же Филиппины.


Исландия – конечная остановка? Пока ясности нет...

  Когда телевизионщики спросили Фишера, о чем бы он хотел сказать на весь мир, он ответил: «Оставьте меня в покое». Но свой шанс на одиночество Фишер уже давно потерял.

* * *


  Каждое явление Фишера в заголовках новостей, начиная с 1975 года, в той или иной степени разрушает шахматы. Отказ от защиты звания, публичный пещерный антисемитизм, неприкрытый энтузиазм, с которым Фишер принял события 11 сентября, а также многие другие его высказывания практически на 100% убедили цивилизованный мир в полнейшей неадекватности экс-чемпиона. Не буду пересказывать старые интервью. Уже находясь в японской тюрьме, Фишер поведал, что его облучают радиацией, что американские власти позволили японскому бейсболисту побить один из старейших бейсбольных рекордов в обмен на пленение Фишера, что его задержание в аэропорту в строжайшей тайне разрабатывалось лично Бушем и Коидзуми, а также еще целый ряд не менее потрясающих сведений. В общем, товарищ явно съехал с катушек на почве маний величия, преследования, а также своего антиамериканизма. И здесь возникают две проблемы.
  Во-первых, поскольку Фишер ничем, кроме пламенных речей и смакования пищи в ресторанах Гонконга, не занимается, во всех своих скандальных интервью он проходит как икона шахматного сообщества, экс-чемпион мира. Никакие скандалы не идут на пользу спорту, рассчитывающему в условиях отсутствия харизматических фигур вести борьбу за спонсорские деньги. Во-вторых, что это вообще за интеллектуальный вид спорта, в котором чемпион может быть настолько интеллектуально несостоятелен во всем остальном? И не шахматы ли свели Фишера с ума?
  Первая проблема могла быть решена, как мне кажется, выдачей Фишера США и открытым судебным разбирательством, в ходе которого подсудимого, по всей вероятности, признали бы невменяемым и направили на принудительное лечение. Не знаю, насколько далеко продвинулась сейчас психиатрическая наука, но шанс на хотя бы частичное выздоровление Фишера при условии квалифицированного лечения, наверное, всё еще существует.
  Решение второй проблемы, на мой взгляд, совершенно очевидно. Как известно, спортсмены за время карьеры подвергают свой организм крайне серьезным перегрузкам. Не все завершившие выступления боксеры буквально «разваливаются», как Мохаммед Али, но никто не станет отрицать медицинский факт: уходя из спорта, нельзя сразу же снижать до нуля физические нагрузки. Переводить организм на «гражданский» ритм жизни нужно постепенно. Почему же в шахматах, предъявляющих большие требования и к физической, и, главное, к ментальной деятельности, должно быть иначе? Фишер, как и Морфи, перестал играть в шахматы волевым решением, и для обоих американцев это решение даром не прошло. Не сами шахматы, а уход из шахмат в никуда нанес решающий удар по и без того не самой сбалансированной психике 11-го чемпиона мира Роберта Джеймса Фишера.