ChessPro online

Стойло Пегаса

вернуться в форум

24.02.2014 | 18:24:34

Главная  -  Парк культуры  -  Сад Эпикура

122

saluki

11.05.2007 | 21:25:16

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Ну, салуки, мы начинаем находить общий язык.
1."Чуть проще. К 21 веку признали индивидуальность головы и души каждого идивида - а отсюда уже рукой подать до понимания невозможности общих суждений о тех материях, которые к головам и душам аппелируют." Именно об этом - применительно к искусству и коммуникации я всё время и говорю в "дискуссии" с Вами, дорогой saluki.
И именно это Вы и отрицали с самого начала - например в рассуждениях о интонации той самой знаменитой фразы :-). Отрицал и Пиррон - в декларацях о законах поэзии. Но всё-таки не надо доходить до солипсизма: дважды два всё-таки четыре, никуда не денешься. И Гумилёв и Асадов - увы ... Думаю, что можно доказать.


ой, как это все неприятно... это просто подмена понятий. так часто происходит, когда уносятся люди невесть куда, начиная играть с неопределяемыми словами типа "душа". перевожу.

законы поэзии (так же как и законы любого другого искусства) существуют. они вытекают из масссы разных закономерностей, замеченных наблюдениями и обоснованными в различных трудах. подобные закономерности озвучены, формализованы, и как таковые могут становиться _понятиями_, применимыми в научной (околонаучной, общепознавательной) дискуссии. это не свидетельствует о том, что все они безусловно верные; но это дает кое-какие основания говорить о предмете, ибо участники беседы могут понимать, о чем они говорят (если умеют читать словари).

законов морали однако в строгом смысле не существует - во всяком конкретном случае понятия "хорошо-плохо" будут от индивида к индивиду разниться вплоть до человекоубийства. поэтому моральные термины "добро", "зло", "подлость", "благородство" не несут никакой сводимой к общему знаменателю нагрузки, а потому произведения искусства (которые создаются одними, а воспринимаются другими) никак не могут обсуждаться в таких, с позволения, "терминах" - если, конечно, обсуждающий не уверен что именно ему открыты оные нравственные законы во всей их первозданной чистоте. в этом случае, впрочем, я бы рекомендовал психиатрическую помощь.



Но о результатах можно судить вполне. Вот конкретно "3 мушкетёра" - несомненно очень талантливое произведение искусства. Но результат - налицо - бандиты, насильники, предатели остаются в памяти как благородные герои. Как и почему - тайна искусства. Но - что есть то есть.


я повторяю свой вопрос. кто ты такой, что бы судить, как в _моей_ (Васи Пупкина) памяти отражаются "3 мушкетера"? почему ты берешь на себя такие вот "выводы"? потому лишь, что в _твоем_ прочтении эпизоды насилия и предательства так запечатлились, что ты именно их считаешь смысловыми?
что, "благородный герой" обязан быть ангелом? кому? и многия подобныя вопросы рождает во мне сия сентенция...


А "Памятник" - не перевод, а вариация. Видимо, впрочем, Вы и имели это ввиду, сказав "авторский перевод". В нашем контексте важно, что мысль о том, что "Долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, вослед Радищеву восславил я свободу и милость падшим призывал" - чисто Пушкинская.


тоже не очевидно. то есть мысль то, конечно, Пушкинская, но она рождается в контексте беседы с Горацием; мотивы свободы тут более чем уместны. посему _для меня_ "моральная" нагрузка отрывка как раз в том, что свобода и есть высшее добро.

и у меня из этого легко выводится невозможность навешивания моральных ярлыков на произведения искусства, ибо автор свободен в выборе действующих лиц и совершенно не должен отвечать за те мысли и выводы, которые сделают из его истории свободные, опять же, читатели.
номер сообщения: 160-1-121

123

saluki

11.05.2007 | 21:27:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Где впрямую Пушкин славил свободу?


Жизнью своей, причем образцово
номер сообщения: 160-1-122

124

Vova17

кмс

11.05.2007 | 21:33:57

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki:
Где впрямую Пушкин славил свободу?


Жизнью своей, причем образцово


Абсолютно согласен.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 160-1-123

125

chich

2 разряд
Воронеж

11.05.2007 | 22:21:18
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время

Где впрямую Пушкин славил свободу?


Пушкин А.С.
ВОЛЬНОСТЬ.
ОДА.

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей.
Свободы гордая певица? -
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок...
номер сообщения: 160-1-124

126

Grigoriy

12.05.2007 | 08:06:23

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Нет, пусть чемодан меня забанит, но не могу! Это какое-то пиршество альтернативного ума!:
"Vova17:
"saluki: Где впрямую Пушкин славил свободу?
Жизнью своей, причем образцово"
Абсолютно согласен."
"мысль то, конечно, Пушкинская, но она рождается в контексте беседы с Горацием"
Свободный полёт альтернативных умов, вне всякой связи с реальностью. Какие там запятые! Тут у нас с Горацием беседы идут в видениях Салуки. А человек, всю жизнь попиравший свободу окружающих своей полной необузданностью оказывается славил свободу жизнью. Тогда уж Чикатилло или Гитлера тоже запишите в когорту славивших свободу жизнью своей. А уж Каспарова - сам бог велел.
Кстати, чич привёл очень характерную цитату - как Пушкин понимал свободу в молодости и реализовывал соответственно в жизни( в понимании то он со временем опомнился, что некоторым похоже не грозит). Если вспомним дальше, что в этой оде, то там в качестве торжества свободы гибель не только тирана, но и его детей, встречаемая с радостью. А что, вполне логично для соратников Каспарова и Лимонова.
номер сообщения: 160-1-125

127

saluki

12.05.2007 | 08:51:54

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Grigoriy: Нет, пусть чемодан меня забанит, но не могу! Это какое-то пиршество альтернативного ума!:
"Vova17:
"saluki: Где впрямую Пушкин славил свободу?
Жизнью своей, причем образцово"
Абсолютно согласен."
"мысль то, конечно, Пушкинская, но она рождается в контексте беседы с Горацием"
Свободный полёт альтернативных умов, вне всякой связи с реальностью. Какие там запятые! Тут у нас с Горацием беседы идут в видениях Салуки. А человек, всю жизнь попиравший свободу окружающих своей полной необузданностью оказывается славил свободу жизнью. Тогда уж Чикатилло или Гитлера тоже запишите в когорту славивших свободу жизнью своей. А уж Каспарова - сам бог велел.
Кстати, чич привёл очень характерную цитату - как Пушкин понимал свободу в молодости и реализовывал соответственно в жизни( в понимании то он со временем опомнился, что некоторым похоже не грозит). Если вспомним дальше, что в этой оде, то там в качестве торжества свободы гибель не только тирана, но и его детей, встречаемая с радостью. А что, вполне логично для соратников Каспарова и Лимонова.


задумался, что бы ответил Пушкин. думал долго... хотет ответ придумался сразу. от имени А.С. Пушкина:
номер сообщения: 160-1-126

128

Grigoriy

12.05.2007 | 09:34:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А я Вам скажу ответ другого великого поэта:

Как я молод - и страх мне неведом,
Как я зол - и сам черт мне не брат,
Пораженьям своим и победам
В одинаковой степени рад.

В драке бью без промашки под ребра,
Хохочу окровавленным ртом,
Все недобро во мне, все недобро.

...Я опомнюсь, опомнюсь потом.
номер сообщения: 160-1-127

129

Grigoriy

12.05.2007 | 09:40:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А сам Пушкин ответил так

И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу, и проклинаю

Он то понимал, что значила его "свобода". Но некоторым великовозрастным детишкам это невдомёк. Они за свободу с Каспаровым и Лимоновым во главе борятся. Свободу Каспаровых и Лимоновых гадить, убивать, командовать рабами.
номер сообщения: 160-1-128

130

Grigoriy

12.05.2007 | 09:52:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Вообще, представителей альтернативного ума отличает исключительная смелость воображения, не отягчённого связями с реальностью.
"Тут, я вижу, на основании одного четверостишия из Памятника Александра Сергеевича записали в морализаторы" - ссылочку, Вовочка?
"В контексте беседы с Горацием" - с чего взяли, болезный?
"Сталин на время войны притушил свой антисемитизм" - интересная информация, однако.
"Мысль Пушкина довольно проста: искусство, если оно настоящее, само по себе пробуждает и чувства добрые и славит свободу" - интереснейшее понимание простенькой фразы: " И буду долго тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал", далее конкретизируемой "Вослед Радищеву вославил я свободу и милость падшим призывал". Прям как описал А С половой акт - тут тебе сразу и милость падшим расцвела. Смела мысль альтернативщиков.
номер сообщения: 160-1-129

131

saluki

12.05.2007 | 11:24:47

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Админ: saluki, извините, что вмешиваюсь в ученую беседу, но может быть вы немного смягчите ответ А.С.Пушкина?


я бы и рад, да не могу. говорю же, и так пытался...
да только что можно сказать человеку, который не представляет диалога Пушкина с Горацием (и кстати Державиным), но зато влегкую так ставит Пушкина в ряд с Чикотом и Гитлером, что бы финишировать на Лимонове?

нету у меня тут нормативных ответов. и за А. С. тоже ничего придумать не можу.
номер сообщения: 160-1-130

132

Grigoriy

12.05.2007 | 15:56:35

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
saluki,
1. Я вполне могу себе представить диалог Пушкина с Горацием. Почему бы гениям не пообщаться. Но в "Памятнике" его нет. Ну вот нету. Не до того было Александр Сергеичу в тот момент, настроения не было, а может Гораций был занят своими делами.
2. Насчёт Гитлера и Чикатилло это я вставил, чтобы даже до Вас с Вовой дошло. Степень конечно разная, но вектор один. Не интересовались они в жизни свободой других, а делали то, что им вздумалось. Вам хочется называть это свободой - ради Бога. По русски это называется разнузданностью или распущенностью. Увы, Александр Сергеич был, особенно по молодости, такой. Он это знал, тяжело переживал, но справиться с кровью не мог. Я в него камень не брошу, но и восхищаться тут нечем
номер сообщения: 160-1-131

133

Grigoriy

12.05.2007 | 16:39:15

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
В этом деле никто не поймёт ни шиша
И не лях и не грек и ни свей и не фрязин
По своей ли по воле гуляет душа!?
Повелел паруса разворачивать Разин.

И не знает он где та проходит черта
Тот предел
Тот заруб
Та межа
Та граница
И не хочет он знать на земле ни черта!
Выплывает неспешно стругов вереница.

И на вёслах уже запевает мордвин
И в распахнутой шубе, в накидке собольёй
Под неистовым ветром стоит он один
На носу задохнувшийся собственный волей
номер сообщения: 160-1-132

134

Vova17

кмс

14.05.2007 | 13:29:04

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Grigoriy: Вообще, представителей альтернативного ума отличает исключительная смелость воображения, не отягчённого связями с реальностью.
"Тут, я вижу, на основании одного четверостишия из Памятника Александра Сергеевича записали в морализаторы" - ссылочку, Вовочка?

В нашем контексте важно, что мысль о том, что "Долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, вослед Радищеву восславил я свободу и милость падшим призывал" - чисто Пушкинская.?


Должен Вам сказать, что Вы ведете словесный поединок, как постаревший Тайсон. Много невнятицы и суеты. Удары тяжелые, но все по воздуху. Дыхание сбито. Один хрип. Много хрипа. Добавлю, что рад за свои уши. Они вне пределов Вашей досягаемости. Судьба Холлифилда мне не очень улыбается.
Читая Ваши пассажи невольно задумываешься, а не вознамерились ли Вы сбросить Пушкина с корабля современности? (Иначе не могу воспринимать Ваши сравнения). Это даже и не смешно. Этакая горячительная смесь: Писарев и Добролюбов в одном флаконе.
Позволю себе привести еще немного из Пушкина. Понимаю, что все это знают, но в контексте дискуссии надо кое-что напомнить.
Следующие строки можно считать творческим манифестом Александра Сергеевича.

Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты, поэт,
И для тебя условий нет.

Полная свобода творчества, не скованная ничем - вот кредо Пушкина.
И если уж говорить о Памятнике, то следует повнимательнее вчитаться в последние строки.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

Прошу на свой счет последнюю строку не воспринимать.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 160-1-133

135

Solovey

15.05.2007 | 15:15:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
"КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ ШАР ГОЛУБОЙ..".
Старик и Все, давайте на эту мелодию сделаем музыкально-поэтический обзор сайта и наших мыслей. Я начал - продолжайте - лучше меня и интереснее.

Как-то я пO Интернету блуждал.
Как-то на сайт Art. - Артура попал.
Как прочитал, так и взял я перо,
Чтобы поведать о сайте Chesspro.

Много на сайте открыто тут тем:
Шахматных,также и странных совсем.
Широк и умен посетителей круг -
Будто тут все <как Chich> кандидаты наук.

Здесь про политику пишут давно
Chich и Saluki, MГ, fso...
Пишут давно и не могут прийти
К согласию в спорах своих на пути.

В Стойло Пегаса тут классно зайти -
Люди, как шахматы, любят стихи.
Но не читал и не слышал пока
Стих, чтоб был лучше стиха Старика.

На сайте любители Крамника есть
Тe, что готовы Топалова съесть.
Я за Топалова буду стоять,
Он Чемпионом же станет опять.

Но будет и новый у нас чемпион.
И имя которого будет Левон.
Может, Раджабов,а вдруг Шахрияр?
Посмотрим!Но все же - Левон Аронян!
номер сообщения: 160-1-134

136

Solovey

15.05.2007 | 15:33:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Пушкин и свобода... Ребята, ВЫ уж извините меня, что я не думаю,а знаю: умные люди говорят, что зрелый Пушкин от политической борьбы за свободу пришел к свободе индивидуальной, к правам человека: "На свете счастья нет, а есть покой и ВОЛЯ..." Правильно? Вот Пушкин! Он же поумнее Маркса вместе с Энгельсом будет...
номер сообщения: 160-1-135

137

Vova17

кмс

15.05.2007 | 18:16:33

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Solovey: Пушкин и свобода... Ребята, ВЫ уж извините меня, что я не думаю,а знаю: умные люди говорят, что зрелый Пушкин от политической борьбы за свободу пришел к свободе индивидуальной, к правам человека: "На свете счастья нет, а есть покой и ВОЛЯ..." Правильно? Вот Пушкин! Он же поумнее Маркса вместе с Энгельсом будет...


Думаю, из нас всех Вы будете самый правый. С удовольствием присоединюсь к такому мнению.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 160-1-136

138

jenya

18.05.2007 | 06:00:44

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Недавно набрел на такое стихотворение Новеллы Матвеевой:

РЕКА
Когда одна я, совсем одна,
И вечер свеж после жарких дней,
И так высоко светит луна,
Что земля темна и при ней,

И холодный ветер пахнет травой,
И веки смыкаются в полусне,—
Тогда является мне на стене
Река
И чёлн теневой.

А в том челне старина Гек Финн
Стоит вполуоборот;
И садится он,
И ложится в челнок,
И плывёт, закурив, плывёт...

В лучах пароходов и городов,
Один-одинёшенек-одинок,
Становится точкой его челнок,
Но не так, чтоб исчезнуть совсем,
Но не так, чтоб исчезнуть совсем.

И все ему на реке слышны
Остроты встречных плотовщиков...
Спросите: а чем они так смешны?
И смысл у них каков?

А просто — смех на реке живёт,
А просто — весело ночью плыть
Вдоль глухих берегов,
По реке рабов,
Но в свободный штат, может быть!

Вдоль глухих берегов,
По реке рабов,
Но в свободный штат, может быть...
1973 и начало 80-х гг.

Кроме того, что оно мне понравилось, я обратил внимание на неожиданную для стихов Матвеевой политическую аллюзию в последних строчках.
номер сообщения: 160-1-137

139

Solovey

18.05.2007 | 13:13:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Vova17! А вот добавлю такое, возможно, спорное, но интересное прочтение, которое предлагалось тоже. "И долго буду тем любезен я народу..." - это Пушкин предвидит те банальности, которые будем говорить про него: мы и говорим! А Его, Пушкинский голос, - он в заключительной строфе, которую мы, "глупцы", которых и не надо оспоривать, часто опускаем: "Веленью Божию, о Муза, будь послушна..." . Видите :"Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно?" " Я разговариваю с Богом" - Бетховен говорил. Так у гениев!
номер сообщения: 160-1-138

140

fso

кмс

18.05.2007 | 13:27:32
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Solovey: Vova17! А вот добавлю такое, возможно, спорное, но интересное прочтение, которое предлагалось тоже. "И долго буду тем любезен я народу..." - это Пушкин предвидит те банальности, которые будем говорить про него: мы и говорим! А Его, Пушкинский голос, - он в заключительной строфе, которую мы, "глупцы", которых и не надо оспоривать, часто опускаем: "Веленью Божию, о Муза, будь послушна..." . Видите :"Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно?" " Я разговариваю с Богом" - Бетховен говорил. Так у гениев!

Ну, якщо ти ситий сидиш вдома і ноги грієш біля каміна, покурюючи сигару, то звісно що "все равно"! А якщо трохи попух з голоду, тоді якось вже не всьоравно... І хай той батюшка тричі геній...


__________________________
Шахматная партия не лотерея. Проблему мотивации решает НОКАУТ
номер сообщения: 160-1-139

141

jenya

20.05.2007 | 05:00:17

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: Сейчас в России живет замечательный поэт - Александр Кушнер. Бродский считал его лучшим советским поэтом своего поколения. Интересно, есть на сайте его поклонники?

Кушнера читаю с удовольствием. И слушаю тоже - интересный мужик, хорошо говорит.
А стихотворение приведу не его
Бродский и Гордин - Кушнеру
сентябрь 1970

Ничем, Певец, твой юбилей
мы не отметим, кроме лести
рифмованной, поскольку вместе
давно не видим двух рублей.

Суть жизни все-таки в вещах.
Без них - ни холодно, ни жарко.
Гость, приходящий без подарка,
как сигарета натощак.

Подобный гость дерьмо и тварь
сам по себе. Тем паче, в массе.
Но он - герой, когда в запасе
имеет кой-какой словарь.

Итак, приступим. Впрочем, речь
такая вещь, которой, Саша,
когда б не эта бедность наша,
мы предпочли бы пренебречь.

Мы предпочли бы поднести
перо Монтеня, скальпель Вовси,
скальп Вознесенского, а вовсе
не оду, Господи прости.

Вообще, не свергни мы царя
и твердые имей мы деньги,
дарили б мы по деревеньке
Четырнадцатого сентября.

Представь: имение в глуши,
полсотни душ, все тихо, мило;
прочесть стишки иль двинуть в рыло
равно приятно для души.

А девки! девки как одна.
Или одна на самом деле.
Прекрасна во поле, в постели
да и как Муза не дурна.

Но это грезы. Наяву
ты обладатель неименья
в вонючем Автово, - каменья,
напоминающий ботву

гнилой капусты небосвод,
заводы, фабрики, больницы
и золотушные девицы,
и в лужах радужный тавот.

Не слышно даже петуха.
Ларьки, звучанье похабели.
Приходит мысль о Коктебеле -
но там болезнь на букву "Х".

Паршивый мир, куда ни глянь.
Куда поскачем, конь крылатый?
Везде дебил иль соглядатай
или талантливая дрянь.

А эти лучшие умы:
Иосиф Бродский, Яков Гордин -
на что любой из них пригоден?
Спасибо, не берут взаймы.

Спасибо, поднесли стишок.
А то могли бы просто водку
глотать и драть без толку глотку,
у ближних вызывая шок.

Нет, европейцу не понять,
что значит жить в Петровом граде,
писать стихи пером в тетради
и смрадный воздух обонять.

Довольно, впрочем. Хватит лезть
в твою нам душу, милый Саша.
Хотя она почти как наша.
Но мы же обещали лесть,

а получилось вон что. Нас
какой-то бес попутал, видно,
и нам, конечно, Саша, стыдно,
а ты - ты думаешь сейчас:

спустить бы с лестницы их всех,
задернуть шторы, снять рубашку,
достать перо и промокашку,
расположиться без помех

и так начать без суеты,
не дожидаясь вдохновенья:
"я помню чудное мгновенье,
передо мной явилась ты".
номер сообщения: 160-1-140

142

cтарик

20.05.2007 | 09:44:17
Сайт Email

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Прочитал с большим удовольствием Спасибо!
номер сообщения: 160-1-141

143

Vova17

кмс

20.05.2007 | 11:46:39

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Для снижения градуса патетики. Вычитал недавно забавный стишок Иртеньева.

В те ухнувшие в Лету времена,
Когда мобилен был я и неистов,
Всех космонавтов помнил имена,
И хоккеистов всех, и шахматистов.

Толкни бы кто меня во мгле ночной,
Как на духу бы выдал, не запнулся –
Гагарин, братья Холики, Корчной –
И на другой бы бок перевернулся.

Их фотки из журналов вырезал,
Любил всех по отдельности и списком,
Но долго жить тот мир нам приказал,
Навек накрывшись черным обелиском.

И кто теперь тот космос бороздит,
Кто в чьи ворота шайбу загоняет,
Кто над доской там, скрючившись, сидит,
Один лишь Бог, и тот нетвердо, знает.

Все поросло забвения травой,
Прибилось пылью, лишь один Гагарин
Стоит передо мною как живой –
Румян, удал, смекалист, легендарен.

Какую б я не выбрал из дорог,
К каким бы новым не шагал победам
За мной его развязанный шнурок,
Как тот сурок, тащиться будет следом.

__________________________
Спасение там, где опасность.
номер сообщения: 160-1-142

144

chich

2 разряд
Воронеж

20.05.2007 | 14:41:51
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
говорят, когда Гагарин лежал в военных госпиталях на профилактических обследованиях, он не пропускал ни одной медсестры
и ни одна ему не отказывала
номер сообщения: 160-1-143

145

chich

2 разряд
Воронеж

20.05.2007 | 14:46:37
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
про Кушнера
есть такой питерский критик, Виктор Топоров
в приложении к своим мемуарам "Двойное дно: Признания скандалиста" он опубликовал авторецензию
там есть такие строчки:

В описании своих "художеств" Топоров еще, пожалуй, поскромничал. Лишь глухо упомянув о том, как на протяжении долгих лет исступленно травил трепетного и безответного стихотворца Алексанра Кушнера - повсеместно признанного первого поэта Земли Русской.
номер сообщения: 160-1-144

146

dmidek

31.05.2007 | 14:35:05

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya:
Pirron: Сейчас в России живет замечательный поэт - Александр Кушнер. Бродский считал его лучшим советским поэтом своего поколения. Интересно, есть на сайте его поклонники?

Кушнера читаю с удовольствием. И слушаю тоже - интересный мужик, хорошо говорит.
А стихотворение приведу не его


Прочитал и вспомнил другое более позднее
стихотворение Бродского к Кушнеру, после которого
они несколько лет не общались. Подоплека
стихотворения в том, что Кушнер в одной из
статей критически отозвался о языке Бродского
и о включении "низменных" слов в стихотворения...
Подробности в очень интересных воспоминаниях
Кушнера о Бродском .

Иосиф Бродский
Письмо в оазис
А.К.

Не надо обо мне.Не надо ни о ком.
Заботься о себе, о всаднице матраса.
Я был не лишним ртом, но лишним языком,
Подспудным грызуном словарного запаса.
Теперь в твоих глазах амбарного кота,
Хранившего зерно от порчи и урона,
Читается печаль, дремавшая тогда,
Когда за мной гналась секира фараона.
С чего бы это вдруг? Серебряный висок?
Оскомина во рту от сладостей восточных?
Потусторонний звук? Но то шуршит песок,
Пустыни талисман, в моих часах песочных.
Помол его жесток, крупицы - тяжелы,
И кости в нем белей, чем просто перемыты.
Но лучше грызть его, чем губы от жары
Облизывать в тени осевшей пирамиды
номер сообщения: 160-1-145

147

jenya

31.05.2007 | 20:41:30

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
dmidek:Прочитал и вспомнил другое более позднее стихотворение Бродского к Кушнеру, после которого они несколько лет не общались.

dmidek, спасибо. С Вашей подачи я вышел на интересную статью Кушнера о Бродском, где (в частности) описывается и эта история. Пожалуй, я приведу небольшой отрывок:

Вслед за телефонным разговором он прислал мне пись мо от 14 декабря 1993 года – из нью-йоркской больницы, на двух листках, вырванных из блокнота:
«Милый Сашенька, пишу тебе на скорую руку из больнички, где по черно-белому телевизору мне показывают мои внутренности: немножко похоже на Хокусая.
Я попросил Женюру передать новомирским, чтоб сняли инициалы, и это будет сделано. Никаких странностей (это слово написано неразборчиво. – А. К.) тут быть не может, ибо мне обещаны гранки.
Можно, конечно, снять все стихотворение; но что-то мне в этой идее не нравится. Стихотворения мне не жалко, как ты можешь догадаться: ±16 строк ничего на свете не меняют. И если от (+) у тебя портится настроение, то ответ на это один: (-).
Но подумай, Александр, вот о чем: может, оно портится у тебя понапрасну или уж во всяком случае не из-за стихотворения.
Никто ссорить нас не собирается. Ума не приложу, кому бы это могло прийти в голову и – тем более – кому бы это могло удасться. Но мы действительно прожили две разные жизни; мы и до сих пор живем в разных мирах (даром что они теперь так стараются уподобиться друг другу).
«Письмо в оазис» – стихотворение об этой разнице. Оно скорее обо мне, чем о любом его адресате. Представь, что там другие инициалы стоят, – как бы ты к нему отнесся?
Я моложе тебя, Сашенька, на 3-4 года, но я и постарше тебя буду на другой жизненный опыт. Живи я в родном городе, стишка этого я бы не написал. «Письмо» это – взгляд извне, и я на него, увы, имею право.
Попытайся представить себе, что кто-то смотрит на тебя издалека. Стоит ли удивляться, что «оазис» и его обитатели производят на него меньшее впечатление, чем сама пустыня! Более того, реакция твоя на стишок этот – самое убедительное доказательство, что ты действительно живешь в оазисе.
Кончаю – потому что сейчас придут делать бо-бо. Не сердись: ни за стихи, ни за письмо. Все это – только буквы, и если в них есть доля правды, то не обижаться на это следует, а 1) посетовать, что дела обстоят именно так, а не иначе и 2) что буквы способны на подобие правды.
Обнимаю нежно,
твой Иосиф».

В письме нет ни слова о поводе, подтолкнувшем его написать стихотворение,-той обиде, которую я, не желая того, ему нанес. Ни слова о его «словаре» и моей «заботе» о нем. «Живи я в родном городе, стишка этого я бы не написал». Странное утверждение, и почему я должен отдуваться за всех: он уехал, все остались, потом уехали многие, – я-то тут при чем?

Я не ответил на письмо. Но постепенно, думая об этом эпизоде, понял, что «доля правды и за письмом, и за стихами» действительно была. Я не догадывался, как ему тяжело живется на Западе, который он называет «пустыней», мне и в голову не приходило считать свою жизнь «оазисом». Так вот оно что: он, чья прижизненная слава превзошла все известное: такой не было ни у Пушкина, ни у Блока, ни у Маяковского (про Баратынского, Тютчева или Мандельштама я уж не говорю), он, со всеми премиями и оксфордскими мантиями, он, с его возможностями, и не снившимися нам, разъезжающий по всему миру, настоявший на своем, устроивший свою жизнь так, как хотел, обретший, казалось, и семейное счастье тоже, он, снимающийся на фоне Венеции в телефильме для русского зрителя, живущего в Нижневартовске или Череповце, он, так полно реализовавший свой дар, так много сделавший для поэзии, – оказывается, живет в «пустыне», а наша бедная, полунищая, убогая, до 1987 года подневольная жизнь представляется ему оазисом! Тут есть над чем подумать.
номер сообщения: 160-1-146

148

dmidek

01.06.2007 | 01:01:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
И Вам jenya спасибо. С удовольствием перечитал еще раз.
Эти воспоминания "Здесь на земле" у меня есть целиком в книге
воспоминаний "Иосиф Бродский. Труды и дни"


Странное утверждение, и почему я должен отдуваться за всех: он уехал, все остались, потом уехали многие, – я-то тут при чем?


Выделенное место я очень запомнил. В спокойном рассказе прорывается
живая, даже немного забавная эмоция, и видно, что у Кушнера внутри все еще живо,
история не закончилась.
номер сообщения: 160-1-147

149

jenya

01.06.2007 | 01:09:19

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Раз уж мы заговорили на эту непростую тему, добавлю отрывок из беседы с Виктором Куллэ

В идеальном поэте как в неком этическом эталоне нуждается каждая эпоха, а Бродский, как я уже сказал, лучше всех воплощает собой образ идеального поэта. Когда все вокруг были либо советскими, либо антисоветскими, он мог позволить себе быть внесоветским. Он с исключительной красотой и достоинством вынес свою ссылку. Он получил самую главную в мире литературную премию. Ну и в конце концов он просто и в самом деле крупнейший из современных русских поэтов. Именно поэтому вокруг его фигуры столько всего сегодня происходит. Вот, например, Александр Кушнер уже много лет пытается доказать, что, во-первых, Бродский его на самом-то деле любил, а, во-вторых, что сам он, Кушнер, ничем Бродского не хуже, просто удача почему-то поцеловала в темечко не его... Про Дмитрия Бобышева и говорить нечего: на мой взгляд, его книга "Я здесь" - акт беспрецедентной не только литературной, но и чисто человеческой непорядочности, за которую, думаю, ему еще придется расплачиваться своим стихотворческим даром... В этом контексте Рейн, кстати, единственный повел себя прилично. Ему досталась тяжкая и отчасти неловкая роль - что-то вроде Жуковского при Пушкине - но он с ней справился с достоинством, без зависти и скрытой ревности.


Кстати, я смотрел двухсерийный фильм "Прогулки с Бродским" - это просто здорово! Бродский, Рейн и съемочная группа гуляют по Венеции, и Бродский с Рейном перебрасываются стихами...
номер сообщения: 160-1-148

150

chich

2 разряд
Воронеж

01.06.2007 | 01:23:16
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
темнота, Рейн через Венецию не протекает :)
номер сообщения: 160-1-149

151

jenya

01.06.2007 | 01:26:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
А вот здесь можно посмотреть уникальные кадры - Бродский читает Пастернака , говорит об Ахматовой (в частности, Ахматова читает стихи) и рассуждает о поэзии и революции.
номер сообщения: 160-1-150